– Владимир Владимирович, вы высказали интересную мысль про Китай по поводу того, что это симбиоз некоего авторитаризма со свободным рынком. У вас нет ощущения, что если мы говорим об определенных догмах, на которых, условно, до этого держался мир, если мы говорим о демократии, которая изначально задумывалась как демократия, – сейчас все сильно поменялось. И если мы продолжаем вопрос каких-то политических изменений, которые вообще никак не связаны с Украиной.
Тут встает вопрос вообще об институте какого-то миропорядка, об изменении и с международными альянсами, что у них уклон уже совершенно другой и политические сферы влияния другие. В общем, политика другая, чем та, которая веками держалась как-то.
Вам не кажется, что вот здесь мы входим в какую-то фикцию и сами что-то выдумываем? И конфликты, которые назрели, они за счет того, что основных правил игры, которые держались веками, уже нет, и страшно вот здесь, что есть…
– Я согласен с вами. Главное, что это все неизвестно. Мы не очень понимаем, куда и как мир идет. Что нас толкает и куда толкает? Действительно очень сильно поменялись правила. Сегодня ООН практически не имеет значения. ООН ничего не решает. Хотя когда-то все-таки это была очень авторитетная организация. Да, Совет безопасности. Да, на днях пять главных стран приняли решение о том, чтобы никогда не применять атомное оружие, потому что Россия, Америка, Китай, Англия и Франция, потому что ядерная война не может быть чьей-то победой. Ну, хорошо. Но вообще в ООН так генеральный секретарь время от времени что-то говорит и никто не обращает никакого внимания. Или почти никто. Что будет дальше? Ведь нам угрожают очень серьезные вещи. В самом деле скажем, что происходит с климатом, что скорее всего будут потоплены…
– Это куда страшнее, чем то, что происходит.
– Еще бы. И то, что мы никак не можем договориться по этому поводу. Поэтому я советую вам смотреть этот фильм «Не смотрите наверх», потому что это очень похоже.
– С Ди Каприо последний?
– Да. Ди Каприо там очень хорошо играет. Но дело не в Ди Каприо, а в самой идее, что это обнаруживается, когда эта комета еще очень далеко и можно принять какие-то меры. Но сначала не верят, а потом начинаются разные игры, потом появляются экономические интересы. В конце концов кончается тем, что комета ударяет землю и все уничтожается.
Вот в какой-то степени то, что происходит с климатом. Вот это неумение собраться вместе по этому поводу. Страны бедные говорят: да, вам хорошо говорить, чтобы не развивать это, а нам как жить? И это поразительно. Пока что неумение человечества собраться для того, чтобы как-то спастись, реально. Это совершенно удивительная вещь. Фильм на это наталкивает.
И есть масса других вызовов, которые стоят перед нами. Так что я с вами тут совершенно согласен. Это частный момент. И далеко не самый главный момент. А что за ним?
Я уже говорил, допустим этот конфликт будет решен. Предположим, мы договоримся. Уже все, опасности там такой не будет, НАТО немножко изменится, мы свою позицию немножко изменим. Ну, все хорошо. Только тогда начнутся серьезные проблемы по-настоящему. Я с вами совершенно согласен.
25.01.2022