Об иноагентах и либералах

Вчера на сайте Кремля появилось сообщение, что президент Путин поручил Министерству юстиции до 1 мая проанализировать закон об иноагентах, в том числе часть об исключении из реестра. Кроме того, Минюст, Генпрокуратура и Совет по правам человека должны вместе заняться принципиально важным вопросом, а именно – практикой применения этого закона.

Это меня лично очень обрадовало, и потом я, как журналист, к этому вопросу отношусь чрезвычайно внимательно. И хотел бы высказаться, пусть и очень коротко.

На мой взгляд, иноагентом может быть признан человек, который в своей стране лоббирует интересы другой страны или иностранной компании, и собственно говоря, все. Разумеется, нужно определить, что имеется в виду под словом «лоббирует», но тем не менее – я так думаю.

Считать человека иноагентом, скажем, за то, что он критикует свое правительство, президента и так далее, конечно, неправильно. Я бы так же сказал, что считать человека иноагентом только потому, что он получает некоторое финансирование из-за рубежа, тоже неверно. Я, например, знаю ученых, которые получают такое финансирование, поскольку хотят развивать то, что они делают, и это их не делает иноагентами, по крайней мере по моему убеждению.

Вообще я рад, что принято решение присмотреться к этому закону, который для многих, и в том числе для меня, в своем нынешнем виде представляется сомнительным.

Понимаю, что мои слова вызовут реакцию, что меня станут называть либералом – а это у нас ныне ругательное слово – и я по этому поводу хотел бы привести слова одного человека.

«Если под либералом они имеют в виду того, кто смотрит вперед, а не назад. Того, кто встречает новые идеи без жестких реакций, того, кого заботит благополучие людей, их здоровье, их жилье, их школы, их работа, их гражданские права и их гражданские свободы. Того, кто верит, что мы можем преодолеть тупик и подозрения в тисках которых находится наша внешняя политика. Если под либералом они имеют в виду все это, то я горд, что я либерал». Это слова Джона Ф. Кеннеди.