На прошлой неделе, 20 января, исполнилось ровно 80 лет со дня совещания в Ванзее. Там, под Берлином, нацистское руководство собралось, чтобы обсудить вопрос, который назывался так: «Окончательное решение еврейского вопроса». Под этим имелось в виду уничтожение всех евреев, проживавших на территории самой Германии, а также и на территориях оккупированных Германией стран – всех до последнего.
Массовое убийство евреев началось только после вторжения Германии в Советский Союз, почти сразу же. Но это были массовые расстрелы, и как выяснилось, это отвлекало – да и в общем плохо действовало – на солдат, да и экономически это было совершенно невыгодно. Искали другой способ.
Вскоре после своего прихода к власти нацисты запустили программу эвтаназии, а на самом деле это было уничтожение больных, умственно отсталых, венерических больных, нищих и так далее. Но им пришлось прекратить это из-за протестов церкви, и не только церкви. Правда, они приобрели некий опыт, потому что они этих людей отравляли газом. Газ этот назвался «Циклон Б». И они решили, что это наиболее подходящий инструмент для того, чтобы выполнить свою задачу.
Газ впервые был испытан для этих целей в Польше в местечке Освенцим, где находился лагерь, который получил потом название Аушвиц-Биркенау.
Первыми подопытными были 300 советских военнопленных. Их разместили в газовую камеру и запустили газ. Через десять минут все были мертвы: стопроцентный «успех».
За время войны в этих камерах было уничтожено 1 300 000 евреев и заодно 70 с лишним тысяч поляков, 21 тысяча цыган и 15 тысяч советских военнопленных.
Этот страшный «юбилей», 80 лет со дня принятия «окончательного решения еврейского вопроса», случился на прошлой неделе, и я в этот день не смотрел телевизор, так случилось. Поэтому я не знаю – говорили об этом или нет. Если нет, то напрасно, о таких вещах надо напоминать. Если да, то слава богу, и то, что я это повторил сегодня… лишними такие напоминания не бывают.