– Владимир Владимирович, я хотела бы вернуться к теме антиваксеров, потому что у меня был такой опыт общения с русскими и белорусскими выходцами, проживающими во Франции уже очень долго, и я столкнулась со следующим. Большинство из них купили за 300 евро сертификат. Следующий мой опыт, буквально пару месяцев назад, перелет был Париж-Таллин. Сидит мужчина русский, распереживался жутко, говорит точно наверное придется прививаться. Я говорю – в чем проблема, собственно? Вы что, ребенок. Он говорит: вы знаете, у нас вот Пфайзер, Модерна эта, а надо Спутник. И тут я просто не знала уже, что сказать, потому что я поняла, что это недоверие к государству, к власти. Я думала, это провальная кампания рекламная, но здесь я просто уже не понимаю, я честно скажу.
Я удивилась и после этого подумала, вот вы про свободу говорили, про волю, но возможно, мы не готовы в принципе еще к этой свободе доступа к информации, я про интернет, потому что у нас есть опыт, считайте, до 90-го года: закрытой страны, о которой до сих пор даже говорят, что мы закрытая страна, что меня на самом деле немножко возмущает. И я подумала: возможно, нам стоит задуматься, готовы ли мы к этому шквалу информации, который мы не в состоянии проанализировать. И возможно, если задуматься о будущем поколении. Нам пора провести реформу образования, чтобы наших детей, так как мы не можем по факту поделиться с ними опытом выборочного анализа информации, которая поступает сегодня из интернета, может, стоит ввести какой-то предмет в школах, который позволит детям в дальнейшем, потому что они в эту жизнь идут сами, как-то анализировать это все? У меня был вопрос: скорее, может быть, это наша неготовность?
Владимир Познер: Возможно. Не могу вам сказать. Я только могу сказать, что весь мир был не готов к этому. К этому шквалу информации, которая порой не является информацией, а порой является дезинформацией. Порой является фейком. А чаще всего является мнением, а даже не информацией. Весь мир пострадал от этого и продолжает страдать. И с этим ничего не поделаешь.
Я не думаю, что за счет какого-либо нового предмета в школе это можно преодолеть. Но мне кажется, только опытным путем, с потерями, с неприятностями, но иначе никак не научишься. Надо проходить через эти вещи, и да – многие страдают и пострадают, но в конечном итоге научатся этим управлять. Научатся понимать темы информации и разбираться.
Это произойдет, потому что все-таки человек необыкновенно обучаемое существо. Это произойдет, а сейчас, конечно, в этом смысле мы еще далеки от совершенства.
У меня нету рецепта, ну нету рецепта. Если мы вот так сделаем, то все будет в порядке. Нет. Не будет в порядке. Есть другие вещи, например, развитие искусственного интеллекта, и куда это нас поведет – это уже большой вопрос.
Ведь мы придумываем системы, которые вроде бы облегчают нам жизнь, но при этом теряем способность делать то, что мы делали. Самый грубый пример. Беспилотный автомобиль. Он просто грядет. Но мы разве учимся водить машину? Это хорошо? По-моему нет.
Кстати говоря, смартфон. Но мы же стали рабами. Ведь мы не можем без него выходить из дома. Не дай бог, куда делся мой телефон? Что в этом хорошего? Разучились писать рукой, а ведь когда мы пишем руками, то мозг развивается в гораздо большей степени, чем когда мы большим пальцем нажимаем на клавиши.
То есть идут потери. При том что вроде бы так удобно. Но удобно – не обязательно лучше. Таких вещей очень много, и мы хотим – не хотим, а через это будем проходить.