– Владимир Владимирович, хотелось немного продолжить тему русского характера. Как религия: православие и византийская аскеза – как повлияли на формирование русской нации, нашего народа и характера?
Владимир Познер: Вот смотрите: когда Россия по решению Владимира приняла православие – был выбор, было несколько предложений. Было предложение от Ватикана, то есть католицизм. Был ислам предложен. Но надо вспомнить то время.
В то время Ватикан был слаб. Католическая церковь была не очень мощной, а зато Византия была мощная-мощная. И здесь я убежден, что князь Владимир, просто будучи умным государственным деятелем, посчитал, что для России выгодно принять православие и развивать связи именно с Византией.
Ну, я не хочу вдаваться сейчас в подробности самой религии, но можно сказать о ней следующее: в принципе она довольно аскетична. В принципе православие говорит о том, что жизнь на земле ничто, это миг. Реальное – это то, что потом, и что материальные блага вторичны, чтобы не сказать третичны.
И вообще говоря, если читать русскую литературу, то можно убедиться в том, что вот это мнение, что есть что-то отрицательное в деньгах, – это фигурирует.
Я бы мог вам напомнить Ильфа и Петрова, по-моему, это «Золотой теленок». Когда Остап наконец получает свой миллион, едет в поезде, там молодежь, он их совершенно очаровал, он красавец, остроумный. И он решил совсем их прямо «убить» – и пригласил в купе, открыл чемодан с миллионом рублей, и они как-то растерянно бочком-бочком выходят и его миллион производит совершенно обратное впечатление.
Это же характерная вещь вообще. Я думаю, что это, конечно, связано с православием – как связаны и многие другие вещи.
Ну, вы знаете, что я атеист и не большой поклонник церкви. Одно дело религия. Определенная философия, определенное мировоззрение, а другое дело исполнители. Это все равно как, например, коммунистическая идеология и ЦК КПСС – это разные вещи, и вот здесь то же самое.
А церковь, вы посмотрите, вы бываете или не бываете – но вы посмотрите на то, как одеты священники. Особенно высокопоставленные. Сколько там бриллиантов, аметистов, золота. Это никак не соответствует тому аскетизму, скромности, сдержанности, которые в самой религии проповедуются.
Это очень странно, что никто на это не обращает внимание.