О фильме «Вызов», космосе и зарплате чиновников

– Владимир Владимирович, я вот слышал ваш комментарий, репортаж к запуску космического корабля. Фильм «Вызов» Первого канала. Юлия Пересильд, космос. Вся эта история. Скажите, пожалуйста, ваше отношение вообще к самой идее съемок этого фильма, к бюджету, к тому, что он может дать нашему народу, дать в принципе планете. Что это? Какое к этому отношение? Есть, уже сформировалось, или – пока его не показали – сложно говорить?

Владимир Познер: Фильма пока нет. Часть фильма снимали в космосе. Его продолжают снимать. У меня нет никакого мнения по поводу фильма. Я его не видел. Может быть, он будет замечательный. Я не знаю.

Но вся эта история носит определенный идеологический характер. Идет поиск позитива, потому что вообще все довольно, скажем так, серо. Ну, где что-то такое, чему можно было бы радоваться и чем гордиться?
Я очень хорошо помню, когда Гагарин полетел, ему было 27 лет и мне было 27 лет. Я помню, еще папа мне сказал – ну вот ему 27, а ты чего? Но я помню, какой был восторг. Я помню, как люди выходили на улицы – без того, чтобы их к этому призывали, и плясали, и пели и т.д. Было ощущение, что вот смотрите, посмотрите только, что мы сделали.

И я понимаю, что есть стремление… Это хорошая вещь, если это не превращается в национализм и в шовинизм. Это прекрасно. Вообще людям нужен позитив. Ну как-то вот с этим не очень. И в какой-то степени это попытка, на мой взгляд, в частности, сыграть на этих чувствах: мы первые это сделали, больше никто пока этого не сделал.

Бюджет меня не волнует. Вы знаете, что такое медианные цифры? В отличие от средних? Вот если взять 10 человек и сложить их зарплаты, а потом разделить на 10 – это будет среднее. Причем у кого-то может быть 10 миллионов за год, а у другого может быть 20 тысяч. Но в среднем получится больше 20 тысяч из-за этих 10 миллионов. То есть на самом деле среднее не показывает истинного положения, а вот медианные зарплаты, это когда по обе стороны от одной цифры находится одинаковое количество людей. Более точно.

Так вот медианная зарплата в России сегодня 32 500 рублей. Этого очень мало. Если отказаться от космоса, вообще отказаться. Не просто от этого запуска, а вообще отказаться, не сильно изменятся медианные зарплаты.

Вот если, например, я скажу сейчас страшную вещь с точки зрения для людей, сократить оборонную часть бюджета, тут другое дело. И люди, конечно, очень реагируют. Кстати, вы знаете, сколько получает депутат Государственной думы? Реальная цифра, можете найти ее в интернете: 470 тысяч в месяц.

Когда был в этой поездке по России, на съемках фильма, это было, по-моему в Самаре, я спросил одну женщину, она директор актерских курсов. Очень симпатичная женщина, лет, наверное, 60, я не стал ее спрашивать, сколько она получает. Вообще это неловко. И я ее спросил, вот ваш депутат. Кстати, их депутат Володин; вы знаете, сколько получает ваш депутат? Нет, говорит, не знаю. Я говорю – 470 тысяч. Ее лицо было таким, как будто ее ударили. Она говорит – но это же нечестно.

Вот гораздо важнее было бы сократить такую оплату, чем отказаться, скажем, даже от этого мероприятия в космосе.

С точки зрения справедливости. Одна из характерных черт русского человека – это стремление к справедливости. Это справедливо или не справедливо – это имеет большое значение. Хотя, конечно, справедливости нет нигде. Это мы придумали, что есть такая штука – справедливость. Но, скажем, для моих соплеменников французов это не имеет значения. Для русского человека имеет значение. И конечно, если кто-то намерен завоевать доверие, расположение, поддержку, очень важно, чтобы люди ощущали справедливость. Но я ушел чуть-чуть от вашего вопроса.