О том, надо ли указывать национальность преступника

Недавно мне позвонили с одной из новостных станций, их очень много сегодня, и попросили прокомментировать следующий вопрос: надо ли указывать национальность преступника?

Вы знаете, я прямо опешил от неожиданности и спросил: а что, этот вопрос обсуждается? Да, говорят, конечно, прямо дебатируется.

Повторюсь, что я даже растерялся. Но хотел бы по этому поводу сказать вот что. Во-первых, напомнить тем, кто, может быть, забыл или не знает, что в советское время в паспорте была указана национальность, называлось «пятый пункт», и слава тебе господи этот «пятый пункт» убрали, потому что он же был дискриминационным, в основном по отношению к евреям. И когда говорили «А, у него пятый пункт», это значило, что «не та национальность», скажем так.

Вообще, вам не кажется, что национальность – это дело самого человека, хочет – говорит, не хочет – не говорит, и это никого не касается, кроме него самого. А тут вдруг такой вопрос…

А вот скажите, если вашу дочь, допустим, изнасилует русский – вам приятней, чем если это сделает, например, узбек? Или вашего близкого человека убьет белорус или татарин, это принципиально меняет дело? Вообще, вам не кажется, что это абсолютно бредовая постановка вопроса?

Но она не только бредовая, дело в том, что этот вопрос попахивает фашизмом на самом деле. Может быть, тогда сообщать и цвет кожи? Или, например, веру? Верующий человек или нет и во что верует тоже, может быть, надо сообщать? Тоже имеет значение?

Знаете, с моей точки зрения, когда общество начинает обсуждать такие вопросы, это показатель того, что общество не совсем здорово. Ну и кроме того, я уже сказал и возвращаюсь к этому, что зачастую фашизм строился именно вокруг национального вопроса, например, в Германии.

Поэтому я был бы с этим чрезвычайно осторожен и очень резко сказал бы, что делать этого не надо. Об этом надо бы забыть. Вы вспоминаете, как фашизм зарождался в Италии, в Германии – и к чему это привело? Вспомнили? Ну вот и хорошо.