– Владимир Владимирович, у вас богатый жизненный опыт, и я хотела спросить, стоит ли, как вы думаете, прощать родных во что бы то ни стало? Иногда приходится «наступать себе на горло». А может, все-таки не унывать по этому поводу, потому что родные люди – это как крест, от которого никуда не денешься?..
Владимир Познер: Вы знаете, я думаю, что нет какого-то одного ответа. Когда вы говорите «родные», вы имеете в виду какой близости родство? Папа с мамой или сын и дочь, брат и сестра? Или двоюродные, троюродные, скажем, тетя, дядя и так далее? Мне кажется, что очень по-разному мы к ним относимся.
Я отвечаю на ваш вопрос применительно к близким родственникам. И могу вам сказать, что очень трудно отвечать.
Наверное, есть такие обиды, которые невозможно простить, которые просто не прощаются. Другое дело, что можно скрыть это, можно держать это в себе, чтобы сохранить отношения с человеком, особенно если это совсем близкий человек, с которым вы так или иначе видитесь каждый день.
Могу вам сказать совершенно откровенно, что я в обиде кое на что в отношении моего отца. Я его очень люблю, он давно умер, но некоторая обида во мне сидит. Я ему никогда о ней не говорил.
Поэтому вопрос «стоит ли», как вы задаете, он ни при чем, вопрос не в этом. Вопрос в том, можете ли вы жить с этой обидой, можете ли вы продолжать общаться с этим человеком с этой обидой или не можете? Если не можете, то уже никакие рассуждения не помогут.
По-моему, лучше постараться преодолеть это, но это, так сказать, не абсолют.