– Владимир Владимирович, сейчас очень много творческих вузов, в которых выпускается достаточно много специалистов по академической живописи, по академической музыке, пианисты, скрипачи и так далее. Но при всем при этом в массовой культуре мы видим совершенно других музыкантов, в интернете мы видимо совершенно других художников.
И мой вопрос заключается в следующем: что делать с людьми, которые выпускаются из консерваторий, из академий художеств и у которых, к сожалению, нет работы и большинство из них уходит из профессии? Будет ли это как-то решаться на уровне государства и что можно с этим сделать?
Владимир Познер: У меня нет ощущения, что сегодня больше художественных вузов, чем было, скажем, тридцать или сорок лет тому назад. Как была Московская консерватория, так она и есть, так же и Петербургская (а тогда Ленинградская), Суриковское училище и так далее. У меня нет таких данных, которые подтверждали бы, что стало больше таких вузов и поэтому появляется больше выпускников.
Массовая культура всегда была массовой и она не тяготела к классической музыке или к серьезной живописи. Так что у меня нет основания считать, что люди, оканчивающие вот эти вузы, ту же Московскую консерваторию, оказываются без работы. Все-таки для того, чтобы попасть в Московскую консерваторию, как правило, нужно еще окончить музыкальную школу, для этого много лет надо учиться. И если человек столько лет учится и получает эту профессию, то представить себе, что потом у него нет работы, довольно трудно.
Я это говорю на некотором личном опыте, поскольку моя дочь закончила Центральную музыкальную школу, а потом закончила консерваторию, а потом она работала преподавателем музыки.
Мне кажется, что заданный вами вопрос немножко надуманный. Мне не кажется, что это серьезная проблема, может быть, я ошибаюсь, но вот такое у меня ощущение.