– Владимир Владимирович, мой вопрос касается непосредственно вас, вашего опыта, вашего возраста. Скажите, пожалуйста, как вы определили свой смысл жизни? И второй вопрос, что делать молодому поколению, чтобы найти ответ на этот очень сложный вопрос?
Владимир Познер: Вы знаете, нет рецепта. Во-первых, каждый сам для себя определяет, в чем смысл жизни и как он к этому приходит, этого никто не знает.
Я пришел путем проб и ошибок. Для меня решался вопрос, что главное: работа, личная жизнь, моя частная или еще что-то. Я лишь постепенно, с возрастом, стал понимать, в чем смысл жизни.
Лично для меня смысл жизни заключается в том чтобы мне было с собой удобно, чтобы мне было за себя не стыдно, чтобы, когда я смотрелся в зеркало, мне не захотелось бы плюнуть в свое отражение. Вот для меня – это смысл жизни. Туда входит очень много разного: моя профессиональная деятельность, мои отношения с детьми, мои отношения с женой, мои отношения с друзьями. Много разных вещей приводят к этому ощущению, к этому состоянию.
Что касается молодежи, так ведь нет опять-таки рецептов, что «вот, молодежь, сделайте это, это и это – и вы найдете смысл жизни», такого не может быть. Каждый человек сам для себя, иногда довольно болезненным образом находит, в чем заключается смысл ЕГО жизни, не вообще жизни, а смысл его жизни.
Над этим надо задумываться и, наверное, этот поиск идет в течение очень многих лет. Я даже скажу более того: может быть, вы придете к какому-то выводу, поживете с этим, а потом его измените. Это сложнейшая материя.