– Владимир Владимирович, хотелось бы узнать ваше мнение о современной российской журналистике. Что вы думаете о ее состоянии, о ее качестве, об образовании, которое получают студенты факультетов журналистики в российских вузах? И так ли необходимо именно журналистское образование тем людям, которые сегодня приходят в эту профессию? Не секрет, что в медиа сегодня работают и социологи, и политологи, и историки, и экономисты, журналистика сегодня все больше приобретает экспертный характер, к тому же очень динамично развивается.
Владимир Познер: Давайте начнем с того, что слово журналист – французское, оно от слова «жур», что значит «день», «журнал» – это «ежедневник», «журналист» – это человек, который освещает то, что происходит каждый день.
Это слово, рожденное во Франции, и именно во Франции журналистику назвали «четвертой властью», поскольку помимо власти законодательной, исполнительной, судебной, возникла вот эта новая вещь – «журналистика», которая играла и играет огромную роль в том, что происходит в стране. Всякая власть независима; если она зависима, то она уже не является властью.
Так вот, чтобы судить, в частности, журналистику в России, нужно задаться вопросами: это четвертая власть, она независима? С моей точки зрения, к сожалению, нет, к сожалению, она абсолютно зависима, причем зависима от других властей, прежде всего от исполнительной. Таким образом она не может сыграть той роли, которую она играть должна, а именно – сообщать населению, народу, сбалансированную, объективную, честную и своевременную информацию. Она в этом смысле встречает на своем пути препоны.
Поэтому, говоря о журналистике в сегодняшней России, я бы сказал так, что есть отдельные проявления журналистики, как я это понимаю, но в целом журналистика находится в довольно трудном и неприглядном положении. Я знаю, что многие со мной не согласятся, но раз вы спрашиваете мое мнение, я вам отвечаю.
Что касается образования… Вы знаете, я давно не был на факультетах журналистики и ничего не могу сказать по этому поводу, не знаю, как там сегодня преподают. Но могу сказать так, что журналистское образование, на мой взгляд, нужно только после того, как человек что-то познал в жизни, получил другое образование, например, филологическое, историческое, экономическое и так далее. И уже будучи более-менее зрелым человеком, понял, почему он хочет быть журналистом, какую он ставит перед собой задачу.
Вообще, научиться быть журналистом так же невозможно, как и научиться быть писателем: либо есть этот талант, эта способность, либо нет. Можно, конечно, научить человека писать, но от этого он не становится ни писателем, ни журналистом. Думаю, что журналистике можно учиться после определенного возраста, но именно профессионально, очень прицельно, изучать основы журналистики.
А что касается факультетов журналистики, – то, что я о них знаю – я считаю, что они бессмысленны и что в 17–18 лет человек еще не понимает, что такое журналистика, и поступать ему на журфак, с моей точки зрения, бесполезно.