Я вырос с ненавистью к Германии и к немцам

– Владимир Владимирович, меня всегда волновала тема того, что творили немцы во время Великой Отечественной войны, а точнее то, как немцам если не простили, то «спустили» то, что они сделали тогда. Какие чувства у вас вызывали или вызывают немцы старше вас по возрасту, проживающие на территории Германии, глядя на которых могла бы прийти мысль, что они могли являться потенциальными убийцами, которые сейчас спокойно доживают свою старость?

Владимир Познер: Это сложный для меня вопрос, потому что я военный ребенок, я помню оккупацию Франции, я помню то, что писалось тогда в газетах, я помню документальные ленты, которые мне показывал мой отец, ленты, снятые самими нацистами в концлагерях, они сами записывали свои дела. И я вырос с ненавистью к Германии и к немцам. Я в юности провел четыре года в Германии – это были самые тяжелые годы в моей жизни.

Но в то же время я понимаю, что невозможно винить народ, не прощая. Был Нюрнбергский процесс, многих наказали – и как-то надо подвести черту. Нельзя забывать, но и нельзя все время об этом напоминать.

Если говорить о немцах моего возраста, то ведь когда война закончилась в 1945 году, мне было десять-одиннадцать лет, то есть этим немцам тоже было столько же лет и никакого отношения к этим зверствам они не имели, это тоже надо помнить.

Я бы сказал так, эта вещь, вот этот ужас, который творился, – о нем всегда нужно помнить, но нужно также помнить, что сегодняшние немцы не отвечают за то, что творил Гитлер. Другое дело, что те немцы – отвечают.

Моя дочь замужем за немцем, мой внук, Коля, в общем-то немец, он родился в Германии и говорит по-немецки лучше, чем по-русски. Когда ему было десять лет, я его спросил: «Коля, а что тебе говорят в школе по поводу Гитлера?». И вы знаете, он мне ответил так: «Нам говорят, что не только Гитлер был виноват, не только фашисты, но что виноват немецкий народ, который поддержал и фашистов, и Гитлера». Меня поразило, что в школе могут этому учить. И в этом есть урок, кстати говоря, не только для немцев.