– Владимир Владимирович, мои бабушка и дедушка прожили свою жизнь – на тот момент, когда я их застал и помню, – с той мыслью, что Сталин – это очень важный человек, никогда не давали его в обиду, его честь и достоинство. Но я так же понимаю те семьи, тех людей, которых коснулись его репрессии.
Скажите, пожалуйста, вот его поступок в отношении его сына, когда тот попал в плен и он не стал на него обменивать фашистского генерала, говорит ли это о том, что какая его политика была по отношению к народу, такой же строгий, грубо говоря, он был и к себе? И вообще, Сталин для Советского Союза, на ваш взгляд – больше со знаком плюс или минус?
Владимир Познер: Вы знаете, когда рассуждают о государственных деятелях, то надо исходить не из своих личных симпатий или антипатий, а, наверное, нужно все-таки читать документы, то есть знакомиться с этим детально. Это, конечно, касается и Сталина.
То, что он отказался обменять генерала на своего пленного сына Якова, никакого отношения не имеет к тому, как он отнесся или относился к народу. Я думаю, что его отказ обменять генерала на сына – это было правильно с точки зрения лидера страны во время войны.
А вот то, что он сотворил с народом, – вот это не простительно. Послушайте, десятки миллионов людей погибли из-за Сталина и из-за репрессий, но и из-за того, что он абсолютно не был готов к войне и в первые полтора года войны мы потеряли катастрофическое количество людей.
Вообще, людей он не жалел. Есть много случаев, когда можно было, скажем, не брать какой-то город, взять его позже, обойти, а он просто «забрасывал» этот город людьми. То, как были взяты, например, Зееловские высоты, уже весной 1945 года, когда их можно было и не брать, обойти, взять Берлин, а потом и эти высоты взять, – но он приказал брать. И было положено около трехсот тысяч человек, когда война уже по сути была выиграна и можно было этого не делать.
Я рассматриваю Сталина как преступника. Да, он много сделал, много было построено, но за счет рабского труда, за счет посаженных людей, которые были вынуждены работать бесплатно и по сути дела без еды. Все это было. Так что для меня нет вопроса, кто был Сталин.
Но хочу вам сказать, что это мое мнение не в результате того, что кто-то мне рассказал об этом, я этим интересовался детально – и советую и вам только на этом основании делать свои выводы.