– Владимир Владимирович, я почитала вашу книгу «Английская тетрадь» и мне понравилась, в частности, та часть, где вы написали о группе «Битлз» и о том, что в Советском Союзе любили эту музыку, она ассоциировалась со свободой, а официальным лицам это не нравилось. А что вы сейчас думаете о свободе? И согласны ли вы, что мы сегодня живем в эпоху глобального тоталитаризма?
– Для меня свобода – это чрезвычайно важная и близкая тема, она у меня связана с ответственностью. Ведь самый безответственный человек – это раб и он же самый несвободный. Он не принимает никаких решений, за него решают. Свободный человек сам принимает решения и сам ответственен за свои поступки, за свои слова.
Насчет того, что сегодня сплошной тоталитаризм, я, конечно, с вами не согласен, поскольку я знаю, что такое тоталитарная страна, я в ней жил довольно долго и прекрасно понимаю, что я бы не смог говорить то, что говорю сейчас, будь сейчас то время, – меня бы быстренько забрали.
У нас авторитарная страна. Ничего хорошего в этом, конечно, нет, но это связано с тем, что мы сами авторитарны, мы сами не очень демократичны, мы сами не очень терпимы к тем, у кого другое мнение, другой цвет кожи, другая религия. Так что тут жаловаться не на кого.
Мы не голосуем, говоря, что это бесполезно. Ну вы хоть попробуйте разок, может окажется, что это совершенно не бесполезно.
Когда были последние выборы в Государственную думу, то из потенциальных ста процентов проголосовало сорок восемь процентов, то есть пятьдесят два вообще не голосовали. И я спрашиваю, а если бы они проголосовали, например, за партию «Яблоко», то какая бы была сейчас Государственная дума? Ну, конечно, хотелось на дачу, да и вообще зачем это все, и так далее.
– Хочу продолжить о вашей «английской» книге, которая имеет подзаголовок «субъективный взгляд». Какие, на ваш субъективный взгляд, национальные черты английского характера вам понравились, а какие, может быть, вызвали определенные вопросы?
– Ну я для этого и написал книгу, чтобы вы не спрашивали меня об этом, а прочитали, поэтому как-то странно отвечать. Но, пожалуй, мне очень нравится английский юмор, причем юмор в свой собственный адрес, а не в адрес других, это замечательная черта.
– Что самое важное в жизни для вас и ради чего стоит жить?
– «Простенький вопрос». Для меня самое важное, это чтобы я себя чувствовал хорошо в собственной «шкуре», чтобы мне было уютно и приятно жить с собой. Это предполагает массу вещей, о которых я сейчас подробно говорить не буду, но это для меня, пожалуй, главное.
И вообще я думаю, что одна из самых главных вещей в жизни каждого человека – чтобы он нашел себя, понимал, для чего он на этом свете. Мне кажется, что ведь большинство об этом и не думает, но чувствует определенный дискомфорт от того, что не знает, для чего он здесь. Я отношусь к той категории, кто довольно рано стал искать ответ на этот вопрос и нашел, и в этом, конечно, мне повезло.
Я точно знаю, что занимаюсь своим делом. А многие мечтают о пенсии, а не о том, чтобы заниматься своим делом. Это, конечно, результат образования, и я сейчас говорю не только о России, а вообще в мире. Но для меня вот это – самая важная вещь.