– Владимир Владимирович, я недавно наткнулся на ваш рассказ о гимназистках, которые писали сочинения, и меня на самом деле очень сильно потрясло, потому что есть, возможно, такой нарциссизм поколенческий; я всегда считал, что каждое новое поколение впитывает базу знаний предыдущего поколения и как-то двигается дальше и двигает нашу землю, общество и все остальное. Но это действительно меня потрясло, потому что темы настолько глубокие про этику, восприятие действительности, и вот с вашей точки зрения – кто мы, кто наше поколение, потому что, может быть, база знаний какая-то очень обширная, но абсолютно нет по факту никакой глубины.
Владимир Познер: Ну, в том-то и дело, понимаете. Случайно, так получилось, одна знакомая мне женщина прислала темы сочинений гимназий дореволюционных для младших классов и для старших классов. Но я когда это прочитал, подумал – дааа…
То есть они требуют от человека размышлений. А в Советском Союзе я сдавал все экзамены и так далее. Сочинение было очень конкретное. Ну, например, «Евгений Онегин как представитель дворянства в первой четверти XIX века». Не просто Евгений Онегин, а определенный Евгений Онегин. И так вот все. А здесь тебе предлагают размышлять. А в Советском Союзе размышлять не предполагалось.
Была замечательная математика, физика, химия и прочее. А вот уже, скажем, литература, история за тебя уже все сообразили – и вот тебе инструкция, как ты должен думать. Вот таким вот образом.
А сегодня, конечно, не так. Я видел некоторые сочинения, которые вызывают у меня в лучшем случае смех; но я о чем говорю… Люди сидят в телефонах, у всех на руках телефоны. Они все это умеют быстро-быстро пальчиками делать. А что это дало? Ну, или там компьютером владеют и в соцсетях сидят. А что это дало? С точки зрения умения размышлять, уходить куда-то глубоко. Это ноль. Я бы сказал, даже что-то отняло.
Скажут: «Он старый…». Нет же. Я просто думаю, сколько мимо них проходит, ведь мозг у нас одинаковый по объему. Но тогда же не где-нибудь, а в гимназии. Не в академии, а в гимназии, вот такие рассуждения: как передается этика от старшего поколения к младшему? Чего? А этика – это что такое? И так далее. И я специально в своей программе в понедельник это выдал в эфир. Ну, подумайте сами. Неужели не жалко? Неужели нет?
Я был знаком с одной девушкой. Ну, она фотограф. То есть знаком был профессионально, чтобы меня правильно поняли. И я ее спросил, что вы читаете? Она, оказывается, очень мало что читала. Я говорю, вы когда-нибудь читали, например, «Преступление и наказание»? – Нет. Я говорю – почитайте. Она почитала, она вернулась ко мне с огромными глазами, сказала: как же это потрясающе. Я говорю, а почему вы не читали? Вы были заняты телефоном? Что вас отвлекало от этого?
Эта новая техника – это супер, с точки зрения удобств, которые это предполагает. Но когда человек проводит там все время…
Я видел потрясающий американский фильм, как отняли в семье у четырех детей смартфон, разных возрастов. Что с ними происходит? Они не могут, они не знают, что делать, они ни с кем не могут общаться. В конце концов там один смартфон заперт в таком стеклянном сейфе, его разбивают. Так что я в этом смысле очень насторожен.