«Я являюсь одним из тех людей, кто опасается Китая»

– Владимир Владимирович, вы чуть больше года назад говорили о том, что есть единственный путь справиться с Китаем – это объединиться с Америкой. Сегодня ситуация все хуже с Америкой, изменилось в худшую сторону взаимодействие между странами.

Какое у вас сейчас мнение по этому поводу? И учитывая недавние рейтинги, которые вышли, главных врагов Америки, Россия заняла почетное второе место. Как теперь?

Владимир Познер: Послушайте, страна занимает то место, которое соответствует тому, что пишут и говорят об этой стране. Значит, если с утра до вечера по телевидению, по радио, печати говорят, что эта страна наш враг, то в конце концов большинство проголосует за то, что это наш враг. Так же как и у нас, если нам талдычат все время, что Америка, Америка, Америка, – я бы на это не обращал внимания. Это вопрос пропаганды.

Что касается Китая. Я являюсь одним из тех людей, кто опасается Китая. И Китай, безусловно, выдвигается на первое место в мире – экономически, а последствия этого даже трудно просчитать.

Взгляд Китая на мир определяется несколько другим мировоззрением, китайским, которое отличается от европейского и от нашего с вами и даже отличается от христианского взгляда на мир. И я очень опасаюсь того момента, когда Китай станет державой №1. Противостоять Китаю будет невозможно, когда это произойдет. Я думаю, что это произойдет скоро. Не позже 40-го года – это уж точно. А у нас сегодня с вами 21-й. Осталось очень немного.

И мое мнение было и остается, что противостоять могут только две страны или три организации. Одна из них это ЕС, Европейский союз. Другое дело, что он какой-то не очень союз. Поэтому как бы вот так. Но Соединенные Штаты и Россия – да, могут. Могут при понимании этой опасности.

На сегодняшний день мы больше всего поворачиваемся в сторону Китая. Можно сказать, в какой-то степени вынужденно, и никакого сближения с Соединенными Штатами в этом вопросе пока что не просматривается.

Меня это очень огорчает и вызывает опасения. Я лично не дождусь этого, слава Богу. Но многие дождутся. И поверьте мне, мало не покажется. Это совсем другая культура, это другое восприятие того, как человек должен жить. При всем том, что я воздаю должное Китаю, который, конечно, добился феноменальных успехов.

Но немножко зная, что такое Китай, что такое Восток – этот Восток, – я очень опасаюсь за наше с вами будущее, потому что как ни крути, но мы все-таки Запад, а не Восток. От того, что у нас большая часть страны находится в Азии, там находится 16 млн из 148 млн – 16 находится за Уралом. А 130 с гаком находятся все-таки в Европейской части, о чем я бы не стал забывать.