Хотел вам рассказать одну историю. На днях я был в ресторане, за столом сидело много народу и, конечно, в масках никто не был, потому что мы ели. И я спрашиваю человека, который сидит напротив меня: «А вы вакцинировались?», он говорит: «Нет и не собираюсь», я говорю: «А почему, собственно?». «Да вот не хочу и все. Это мое право». Я говорю ему: «Да, конечно, вы имеете право. Ну а вы имеете право, например, заразить меня, если вы заболеете, от того, что вы не вакцинировались?» – молчит. Я говорю: «Вы, наверное, женаты, у вас есть дети, а вы имеете право их заразить, потому что у вас такое настроение или такие убеждения?» – тоже как-то молчит.
И вот я подумал, что есть немало людей, которые отказываются вакцинироваться, в частности, в нашей стране. И при этом они оперируют такими понятиями, как «права человека». Но права человека это все-таки ограниченная вещь, твое право является твоим, пока оно не становится опасным для других.
Мне очень нравится, как сделали в Израиле. Там не вынуждают и, по-моему, нигде пока что не вынуждают людей вакцинироваться, но сделали так. Они все открыли, кино, театры, рестораны, магазины, все открыто. Но если у вас нет справки о том, что вы вакцинировались, то вы попасть туда не можете. Все очень просто. Не хотите? Не надо. Но тогда есть некоторые ограничения, чтобы другим от вас не стало плохо.
И мне жаль, что у нас так не делают. Я ведь человек крайне либеральный, как вы понимаете, и очень внимательно отношусь к понятию «права человека», но это обоюдоострая штука. И мне жаль, что в этом мы проявляем некоторую мягкотелость. В других областях совершенно нет, а иногда даже жестоко, а вот в этом – непонятная для меня мягкотелость.