О высоких технологиях, их пользе и опасности

После разговора с Леонидом Богуславским мне хочется поговорить или порассуждать на тему прогресса.

Может, главное, что отделяет человека от всех остальных живых существ, – это все-таки жажда познания. Недаром чуть ли не главным словом всех детей является слово «почему». Мы хотим знать, мы стремимся получить ответы на все вопросы – и это наша суть, от этого нас никак нельзя ни отучить, ни отодвинуть, ничего.

На мой взгляд, главный вопрос – это то, как мы используем то, что мы узнаем, как мы используем свои познания, как мы используем свои открытия.

Древние рукописи, многие из них, сообщают о том, что знания были ограничены или позволены только некоторым. Это была особая каста людей, которые имели доступ к познаниям. Могу привести такой пример, что в течение длительного времени католическая церковь запрещала рядовым верующим читать Библию, потому что в Библии заключается познание, которое они, как считала эта элита, не должны знать, они ее не поймут.

Сегодня высокие технологии, о которых мы говорили с Леонидом, сделали любые познания доступными, их уже никак не закроешь, они есть для всех. И от этого, конечно, есть несомненная польза, но ведь можно сказать, наверное, что есть и определенный вред. Пользу объяснить труднее, вред – легко, как всегда бывает: черное объяснить легче, чем белое.

Я просто иногда вспоминаю книгу Мэри Шелли об ученом Франкенштейне, который создал искусственного человека, который в свою очередь в конце концов убил своего создателя. И вот я задаюсь вопросом, не создает ли человечество нечто такое, что в конце концов его погубит? То есть человек сам еще мог не дорасти до уровня того, что он изобрел.

Этот вопрос, как мне кажется, по крайней мере, – не тривиальный.