Укус комара и судьбы мира

Сын моего дорогого друга, замечательный музыкант и скрипач, живущий в Вене, Алексей Биц, прислал мне прекрасную историю. История эта оказалась удивительно своевременной, в чем вы еще убедитесь. Я попросил у Алёши разрешения разместить ее на моем сайте, он разрешение дал, за что я благодарен ему. Итак, вот она, эта история:

«Эту историю мне рассказал замечательный казахский писатель и знаток новейшего советского прошлого Олжас Сулейменов. Рассказал много лет назад. Сегодня она припомнилась мне вновь.

1976 год. Эпоха застоя. Казахстаном правит выходец из племени Ысты, Старшего жуза, надменный, увешанный орденами и медалями, верный ставленник Брежнева Динмухаммед Ахмедович Кунаев. Правит давно и успешно. Показатели растут. За последние 10 лет экономический потенциал республики удвоился.

Как живут рядовые казахи – это другой вопрос. Да и не об этом история.

Уже пять лет, с 1971-го, вторым секретарем ЦК КП республики служит присланный из Москвы скучный аппаратчик, специалист по сельскому хозяйству Валентин Карпович Месяц. Излюбленная тактика партии – у Москвы свои люди на местах, следят тихонько, чтоб все было «как завещал», а сами надеются и ждут повышения. Многих повышали.Но не всех.

Вот что-что, а отдыхать вожди умели и любили. Особенно любили охоту. Очень любили. Даже приглашали генсеков братских компартий вместе поохотиться. Как говорится, для укрепления дружеских связей. B ходе одного из таких «выездов на природу» со всей партийной республиканской верхушкой у Кунаева случилось ЧП. Его укусил комар. Ну укусил и укусил, подумаешь! Но укусил неприятно. В неприятное место. Укусил за его непосредственно высокопартийный член.

Все бы кончилось без последствий, если бы не второй секретарь, тот самый Месяц, своими шуточками типа: «Ну, Ахмедыч, как теперь стрелять-то будешь?» – не перегнул палку и не посеял в душе гордого сына степей зернышко обиды.

Прошло три года. Москва. Заседание Политбюро ЦК. Обсуждается вопрос о принятии новых кандидатов в члены высшего эшелона власти. Рассматривается кандидатура Месяца. Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь ЦК, обращается к Кунаеву, который сам с 1971 года член Политбюро, с вопросом: «Динмухаммед Ахмедович, что скажешь про Месяца, долго ведь у тебя работал?». Кунаев не моргнув глазом отвечает: «Отличный мужик, но иногда против первого работает».

Обвинение в нелояльности всегда было одним из самых страшных обвинений в политсреде. Не только в СССР. И не только в те годы.

Брежнев насупил и без того густые брови и вычеркнул фамилию Месяц из списка. Он дослужился до первого секретаря Московского обкома партии, в 90-м стал персональным пенсионером союзного значения и умер в старости аж в 2019-м. Но он никогда не был членом Политбюро.

А в тот день на заседании Брежнев огласил фамилию нового кандидата. Им стал Михаил Сергеевич Горбачев.»