Недавно я был в театре, смотрел пьесу Гоголя «Ревизор». Совершенно замечательная постановка и вообще там все было замечательно – и костюмы, и декорации, мизансцена, музыка, свет, просто все было отлично. Ну а что касается актеров, то они играли абсолютно грандиозно.
Но при всем при этом меня больше всего поразила сама пьеса. Гоголь ее написал в 1835 году, то есть без малого 200 лет тому назад. Кстати, сюжет ему подсказал Александр Сергеевич Пушкин, которого однажды, когда он был в каком-то уездном городе, приняли за приехавшего из Санкт-Петербурга ревизора и соответствующим образом с ним обращались. Гоголь эту идею взял и развил.
И вот 186 лет назад Гоголь написал эту пьесу, но смотрится она так, как будто ее написал кто-то вчера. Городничий, значит, большой начальник: хамское поведение, высокомерие, абсолютно беспардонное обращение с подчиненными, с одной стороны. А с другой стороны: лизоблюдство перед предполагаемым начальством, готовность сделать все, что угодно, целовать ему ноги, лишь бы получить доступ к Петербургу и к тому, чтобы стать вельможей. Все чиновники, их поведение, взяточничество, которое считается абсолютно нормальным, и они даже не стесняются об этом говорить. Это поразительная картина.
Конечно, я понимаю, что не все тогда в России были такими и сегодня не все в России такие. Но я повторяю, что смотришь на это и думаешь, ну как же Гоголь это все сумел написать?
У древних было такое высказывание «Ars longa, vita brevis», что в переводе звучит примерно так: «Жизнь коротка, искусство вечно» и я думаю, что главное свойство гения, это когда то, что он творит, то, что он создает, – остается навсегда. Это может быть и 2000 лет назад, как древние греки, это может быть 500 лет назад, как Леонардо Давинчи, и это может быть 186 лет назад, как в случае с Гоголем. В общем, об этом можно подумать.
Кстати, если у вас будет возможность эту пьесу посмотреть, я вам очень сильно советую.