– С приходом интернета, с приходом различных площадок от Ютуба до Клабхауса, свободы слова стало больше или это все иллюзия? Потому что мы прекрасно понимаем, работая в интернете, что тебя могут заблокировать и достаточно быстро. И ты уже начинаешь думать, а стоит ли этот вопрос задавать, а стоит ли эту тему поднимать, и включается то, что называется самоцензурой. На ваш взгляд, насколько мы сегодня свободны в интернете, в этой, казалось бы, децентрализованной системе?
– Может быть то, что я скажу, парадоксально, но я считаю, что с интернетом у нас стало меньше свободы слова, чем было до интернета. Именно потому, что появился инструмент подавления, он может быть использован именно так, и люди на это обращают внимание. Поэтому, с одной стороны, я всегда говорил, что интернет – это здорово, потому что любой человек может высказаться, но с другой стороны, человек высказался и такое на него навалилось, что он больше высказываться, скорее всего, не будет. Такое у меня ощущение.
– Это потому что связь между аудиторией и ведущим стала более тесной, потому что мы сразу видим реакцию? Допустим, раньше на телевидении тоже были разные интерактивные элементы, либо звонки, либо письма приходили – и реакция была не сразу. Это субъективное ощущение, как вы считаете, от того, что мы сразу видим реакцию на то или иное интервью, на тот или иной эфир?
– Да, конечно, субъективное, безусловно. Когда мы говорим о телевидении, то все-таки для ведущего самое главное – это наличие зрителей, это аудитория, это в конце концов его рейтинг. Если его нет, если никто его не смотрит или очень мало кто смотрит, то на этом и заканчивается его работа. Это несколько другое.
Но вот я, например, не смотрю, что пишут обо мне, а если спросить меня «почему», то я вам отвечу: да потому что мне не интересно. Это звучит высокомерно, но это не так, но, конечно, мне не безразлично. У меня есть моя аудитория, и она немалая – вот и хорошо. А то, что там кто-то высказался… ну на здоровье, высказывайтесь, но почему я должен это читать? Я не понимаю.
Ведь это не то что толковый разбор моей программы, причем разбор профессиональный, обоснованный, это же совсем другое, это из области нравится – не нравится, Познер – молодец или нет. Это меня не интересует. Но я знаю, что многих людей это очень даже интересует, и более того, действует на них, и может даже подавляюще.