Хочу вам сказать, что это русское представление, по-английски я такого выражения не знаю, да и по-французски не знаю. Мне и в Израиле говорили, что не существует такого и на иврите, есть наоборот – гойское счастье, то есть счастье не евреев. А еврейское счастье, само выражение, рождено в России. И это говорит о том, как русские относятся или как они представляют счастье еврея. А счастье еврея – это несчастье у русских. Вот шел человек по улице, упало ему что-то на голову – «еврейское счастье».
Но я то понимаю не так, я считаю, что это нечто причудливое. Да, в этом есть трагичность, а у этого народа все существование трагичное, в этом есть слеза, но в этом есть и улыбка и даже умение чуть-чуть над собой посмеяться. Ну да, «еврейское счастье», но счастье-то есть, оно есть и оно – счастье.
И тут возникает вопрос: еврей – это кто? Какие факторы необходимы, чтобы сказать: да, этот человек – еврей. Я буду удивлен, если у кого-то получится прийти к четкому ответу, хотя бы для себя, на вопрос, а что такое еврей? Возможно, для большинства людей в мире евреи – это не вопрос религии и не вопрос языка, хотя многие евреи скажут, что это именно вопрос религии, это то, что их держало: вера в одного бога. Плюс то, что их изолировали, ведь им не давали слиться с окружающими их народами. И я думаю, что эти две вещи сыграли феноменальную роль, сохранив этот древний народ, когда другие древние народы исчезли.
Адин Эвенкой Исраэль (основатель Института изучения иудаизма): «Мы интересный народ. Возможно, не хороший и не самый лучший. Для меня быть евреем – значит считать себя служителем бога. Мы народ, который посвятил себя вольно или невольно этому служению. Мы – служители».
В Израиле есть четыре святых города: Иерусалим, Хеврон, Тверия и Сафед, он же на иврите Цфат. Обычно названия городов никак не переводятся, слово Цфат однако переводится с иврита как «пункт наблюдения».
Наблюдения за чем? Если спросишь раввина, он хитро улыбнется и скажет: «Откуда мне знать, за всем, наверное». На самом деле он знает, да не скажет каждому встречному, а скажет: «Поезжайте, посмотрите, что-нибудь да увидите».
Александра Бритавски (директор по контенту фонда «Генезис»): «Цфат отличается от других святых городов тем, что в нем, на территории самого этого города есть как физическая история, так и мистическая история. Этот город связывают с именами великих раввинов, которые приходили и служили на территории Цфата и совершали свои чудеса. Есть такая традиция считать, что Цфат так высоко в горах, что достаточно тебе поднять руку и ты как бы до неба можешь дотронуться, здесь ты выше, чем в Иерусалиме, и проще. В отличие от столичных городов, в которых святость, она такая «полированная», театральная, в Цфате этого совершенно нет, здесь есть ощущение «настоящести».
Здесь, в городе Цфат, должен появиться мессия; когда он появится, именно здесь, на самой узкой улочке города Цфата, он пройдет некий тест, прежде чем появится в Иерусалиме. Так гласит мудрость.
Исраэль Ауманн (профессор математики, нобелевский лауреат по экономике 2005 года): «Мы должны осознавать, что когда мы смотрим на мир – это все у нас в голове. Вера для меня важна, она является элементом существования практикующего еврея, но не это самое главное. Самое главное – это стиль жизни, это то, как вы живете, то, что у вас есть шаббат, вы изучаете Тору, едите кошерную пищу, ведете себя особым образом с женщинами, занимаетесь благотворительностью, избегаете сплетен, злых языков. Это то, что вы являетесь частью мирового сообщества евреев, наконец. Это праздники, это молитвы три раза в день, это симфония, музыка, как партита Баха – это красиво».