– Многие великие русские мыслители и умы – Леонтьев, Соловьев, Хомяков, Бердяев – искали ответ, что такое русская идея как таковая. Потом, к сожалению, пошла советская идеология. Сейчас мы не задаем вопрос – кто мы, что мы, откуда мы, куда мы идем. И только парижский нью-йоркец может сейчас ответить на этот вопрос, поэтому этот вопрос я адресую вам. Что для вас русская идея?
Владимир Познер: Знаете, это поразительно интересная вещь. Вот спросите француза: что такое французская идея – он вообще не будет понимать, о чем вы говорите. Что такое английская идея, что такое испанская идея. Что это за одержимость вот этой своей… я даже не знаю что.
Еще есть – национальная идея. Что это?
Мой друг, к сожалению, скончавшийся недавно Михал Михалыч Жванецкий говорил в ответ на вопрос, что такое национальная идея, – хорошо покушать. Вот национальная идея.
Я не понимаю, что вы ищете? Или у вас внутренняя какая-то пустота и вы не понимаете, кто вы, и вам кто-то должен это определить и сказать – вот вы кто. Что это за поиск? Мне это трудно понять.
Люди обычно над этим не задумываются. Но философы, конечно, могут. В конце концов, почему бы нет. Но я с большим удивлением всегда участвую в таких разговорах.
Русская идея. Я не знаю, в чем она заключается. Я не понимаю вообще, о чем… Или у вас какое-то ощущение, что вы не знаете, кто вы, что ли?
Не знаю. Не могу ответить на ваш вопрос. Это один из тех вопросов, – видимо, мне не хватает «русскости», чтобы ответить на ваш вопрос.