О «навигаторах детства»

Я обратил внимание на недавнее выступление министра образования Сергея Сергеевича Кравцова, в котором он говорил, я цитирую, «о навигаторах детства». Речь шла, как выяснилось, о так называемых советниках по воспитанию.

Никто не реагирует на несправедливость так страстно и так принципиально, как молодежь. Дети, я употребляю это слово расширенно, потому что 17-летних и 18-летних я никак детьми не считаю, но тем не менее, дети гораздо более глубоко переживают ложь, полуправду и несправедливость, чем взрослые. Они не мирятся с этим, они не хотят мириться с этим, а мы, умудренные опытом люди, закрываем глаза на эти вещи часто и вполне миримся.

Для меня молодые являются камертоном, лакмусовой бумажкой или «канарейкой в шахте», по реакции которых можно безошибочно судить о справедливости или несправедливости того или иного явления или советника.

Вот советник по воспитанию или, как столь художественно назвал его министр Кравцов, «навигатор детства» – это, как я понимаю, своего рода политкомиссар, задача которого выявить у ученика его мысли, и если они «не те», сделать так, чтобы они стали «теми».

Я хотел бы обратить ваше внимание на слова спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, адресованные как раз к министру Кравцову, цитирую: «Не надо думать, что если мы во всех школах введем советника директора по воспитательной работе, то у нас все будет хорошо с воспитанием. Это очень поверхностный и неправильный подход», – сказала она. Не могу не согласиться.

Хотел бы напомнить всем, что мы это уже проходили. Вопрос воспитания молодежи в советской школе был одним из самых главных, с системой пионеров, с комсомольской организацией. А что поучилось? А то, что к концу 70-х – началу 80-х годов прошлого века не было более развращенной, коррумпированной, циничной, ни во что не верящей организации, чем комсомол.

Вопрос не в советниках и не в навигаторах; вопрос, конечно, в обществе.