– Владимир Владимирович, в чем была проблема власти – не осуждать Навального: плохой или хороший, или Путин хороший или плохой, это история рассудит спустя годы, скорее всего, а не мы в моменте. Но что мешает текущей власти, видя, что человек борется с коррупцией, дать ему полномочия бороться с этой коррупцией, а не обрубать ему крылья, пусть он лучше борется с коррупцией, чем со мной, это первый вопрос.
И второй вопрос – есть хорошая поговорка, что народ заслуживает своего правителя. В чем проблема в России, что у нас всегда отсутствует сменяемость власти? Может быть, это тормозит наше развитие в целом?
Владимир Познер: По поводу первого вопроса – конечно, когда есть противник, который тебе мешает, – лучше всего его кооптировать. Это известная мера. Пригласи его, дай ему возможность. Но для этого нужен большой ум и вообще надо идти на определенный риск, потому что скорее всего такой человек как Навальный скажет – нет, я к вам не пойду ни за что. Поскольку вы сами коррупционеры, я с вами не буду иметь дела. Но я не могу сказать, что это произошло. И я не думаю, что это даже приходило в голову кому-либо – делать такой шаг. Хотя это шаг интересный, скажем так.
Второй ваш вопрос был по поводу сменяемости власти. На мой взгляд, сегодня главная помеха заключается в том, что у нас власть советская. Эти люди, которые находятся у власти, родились в Советском Союзе, они ходили в советскую школу. Они были пионерами, комсомольцами, членами партии. Это продукт общества, которого больше нет. И они попали в другое общество и пытаются управлять им тем менталитетом, который у них есть. Это советский менталитет. Они пытаются решать вопросы так, как их решили бы в советское время.
Советская система оказалась с изъянами. Она развалилась в конечном итоге. Она не так уж долго была, если исторически говорить – 70 с гаком лет. Это не такой уж огромный исторический срок. Но люди – это три поколения. По 20 лет поколение. Почти четыре. Это люди, которые выросли определенным образом, и они находятся у власти.
Поэтому я говорю: для того, чтобы изменилась ситуация, потребуется время – и немало времени. Два-три поколения, чтобы эти ушли и пришли другие, которые не лучше и не хуже, они просто другие. У них другой взгляд. Другое понимание.
Я люблю рассказывать историю, что когда-то несколько лет назад я выступал во Дворце молодежи. Там 2 тыс. человек. Битком набито, и речь шла о наркотиках. Я там выступал, и в какой-то момент я сказал, что, я тогда, мол, был невыездным, поэтому то-то и то-то, и дальше, когда я закончил, я спросил как и здесь: вопросы у вас есть? И пацан лет 15 тянет руку и говорит – да, у меня есть вопрос: а что такое невыездной? Понимаете? У него вообще – что такое невыездной? У него это в голове не размещается. А для советского человека это абсолютно нормальное состояние. Причем большинства. Нужно, чтобы произошла смена, смена поколений. Причем не одного поколения. Вот так я это вижу.
26.01.21