«Я мечтал когда-нибудь побывать в кибуце»

Я, человек, воспитанный своим отцом в духе социалистической справедливости, а потом, правда, разочарованный советской реальностью, всегда произносил слово «кибуц» с некоторым придыханием. Я мечтал когда-нибудь побывать в кибуце и пообщаться с теми, кто живет в нем и кто несмотря ни на что сохраняет социалистическую мечту живой.

Все машины на парковках – собственность кибуца. Любой его член может взять машину для своих нужд и поехать куда захочет. Правда, по самому кибуцу принято ездить на велосипедах или гольф-карах, которые, как и машины, являются коллективной собственностью.

Первый кибуц был основан в 1910 году в долине озера Кинерет, на земле, выкупленной Еврейским национальным фондом у арабов. Вокруг малярийные болота, иссохшая земля, голые, выжженные солнцем горы. А расчет арабов был простой: продаем этим евреям землю, которой они не смогут воспользоваться, помучаются, помучаются да и уедут.

Меня всегда восхищали примеры преодоления. Когда вопреки всему человек преодолевает то, что, как считают все, преодолеть невозможно. Эти пионеры, приехавшие сюда главным образом из еврейских местечек Российской Империи, везли с собой мечту о свободе и справедливости.

Рацион питания состоял из прокисших каш, неочищенного растительного масла, небольшого количества овощей и мясных консервов, оставшихся от британской армии. Не хватало даже посуды, у кого-то была только вилка, у кого-то только ложка или нож. Для рабочей одежды приспосабливали купленную в арабской деревне мешковину, в которой прорезали три дырки, одна для головы и две для рук. В результате получалось платье, которое оставалось только подпоясать веревкой.

Если бы Маркс увидел это, думаю, прослезился бы. Всеобщее равенство во всем, все вопросы решаются коллективно. Сегодня ты работаешь в поле, завтра ты секретарь кибуца. Эти первые юноши и девушки вряд ли предполагали, что станут основоположниками нового движения и что тысячи молодых людей последуют их примеру.

Общая столовая была и остается символом единства. Готовят сами члены кибуца, причем довольно вкусно. Выбор блюд поражает разнообразием и обилием. И как нам сказали, меню обновляется ежедневно.

Сейчас это не модно, но я отношусь к Марксу хорошо. Но считаю, что он ошибся, полагая, что можно изменить человека. Ну вот пример: раньше еда в кибуце была бесплатной. Ну и что же? А то, что люди набирали больше, чем могли съесть, а потом выбрасывали или скармливали собакам. Человек падок на халяву, и это непреодолимо. Думаете, сделали еду платной? Вовсе нет. Поступили намного интересней. Они взяли общий бюджет, рассчитанный на весь кибуц, и отдали его часть в личное распоряжение семей. И если я решу потратить свою часть не на еду, а, например, на поездку в другую страну, то я легко могу это сделать. Конечно, это в значительной степени изменило поведение людей в столовой, люди стали более скромными в этом отношении.

Это совсем какие-то другие евреи. Религия для них, как я понимаю, второстепенная вещь. Для них самое главное, как мне кажется, это то, что никто не использует никого, более типичное слово – эксплуатировать, вот никто никого, все друг с другом, все поддерживают друг друга. И поразительно, что цель всего этого – создание нового человека. Вот эта пропагандистская белиберда, которая долго звучала в Советском Союзе, над которой все смеялись, здесь это осуществляется по сей день.
Воспитание и образование детей постановили делом общим. Поскольку гендерные различия были отменены, девочки и мальчики долгое время воспитывались вместе, носили одинаковую одежду и так далее.

Можете задаться вопросом: существовал бы Израиль без кибуца? На это можно ответить лишь предположительно, что нет, потому что дух непокорности родился в кибуце. А кибуц родил таких легендарных строителей и защитников еврейского государства, как Моше Даян, Голда Меир, Шимон Перес и еще многих, многих других.

Все-таки до создания государства Израиль, еврейского государства, существовало определенное представление о том, кто такие евреи, некоторый набор: что они не умеют работать на земле, правда, им было запрещено, что они трусливы, что они слабосильные, что они очкарики и вечно сидят с книгами, что они какие-то жалкие и так далее. И с появлением кибуца, где главным был труд, физический труд, возделывание земли, появился, если угодно, другой еврей, со своим государством, которое он готов защитить и умеет защищать. Это уже не человек, лишенный мускулатуры, не очкарик – это совсем другой человек, твердо знающий, чего он хочет, работающий, потеющий и воюющий, если надо.