– Владимир Владимирович, как вам кажется или как вы считаете: у журналиста есть такая возможность или право рекомендовать своей аудитории, подсказывать ей что-то в сфере потребления, сфере услуг и так далее, как это делают многие блогеры, или это никак не вяжется с журналистской профессией?
– С моей точки зрения – это не вяжется. С моей точки зрения, журналист не должен говорить своей публике, что такое хорошо и что такое плохо. Он должен давать возможность самой публике решить этот вопрос.
Вот как пример. Я делал фильм об Израиле. Я интервьюировал израильскую женщину, чей сын был убит палестинскими террористами, и я интервьюировал палестинскую женщину, чей сын был убит израильскими военными. Я их сопоставил, но сам не говорил ни одного слова. Я задавал им одинаковые вопросы и показывал зрителю их вперемешку, одну – другую, одну – другую: сами решайте.
В обоих случаях – трагедия, женщины потеряли своих единственных, любимых сыновей. Они друг друга ненавидят или не ненавидят? Как и что они говорят? Вы сами решайте этот вопрос, мое дело показать вам. Но не мое дело сказать, что эта молодец, а эта нет и так далее.
К сожалению, сегодня в нашей журналистике очень много такого. Нам, зрителям, говорят: «Вот что хорошо, вот что вы должны думать, вот как вы должны поступать», это не журналистика – это пропаганда. А от пропаганды люди бегут.
В советское время бежали на другую пропаганду, на так называемые «вражеские голоса» и слушали «Голос Америки», «BBC на русском языке» и так далее. Потом, когда началась перестройка и гласность, перестали все это слушать, потому что появилась своя, реальная информация.
Теперь у нас опять пропаганда и ее очень много. Нам все время внушают, что хорошо и что плохо. Но это не дело журналиста, наше дело, по моему убеждению, дать возможность зрителю, читателю, слушателю самому решить, на основании информации, которую ему дает журналист – вот это наше дело.
И есть еще одна разница, о которой я бы хотел сказать. Вот если меня спросить, какая моя цель? Я никогда не скажу вам «заработать», клянусь. Конечно, я хочу заработать, я хочу хорошо жить, но цель моя, как у журналиста, совершенно определенная – я хочу менять то, как люди думают, на сновании того, что я им даю массу правдивой информации. Стараюсь делать так, чтобы они сами понимали, что происходит. И тогда бы они сами думали и приходили к своим выводам.
А блогер, я говорю в общем, не об отдельно взятых, его цель прежде всего – заработать, так мне кажется, причем как можно больше.