Владимир Познер – о долге, ответственности, свободе и воле

– Владимир Владимирович, получается, что все-таки блогеры – это такие более свободные «герои», и я так понимаю, что они более свободны, чем журналисты, если мы говорим про телевидение. Владимир Владимирович, если у блогеров действительно больше свободы, с точки зрения ответственности, как вам кажется, больше ответственности сегодня у журналистов или у блогеров, в связи с этой свободой, которая у них есть?

– Этот вопрос чрезвычайно важный. Для меня, как я это понимаю, свобода сопряжена с ответственностью. В России есть понятие «воля»: что хочу, то и ворочу – это не свобода, это нечто совсем другое. У отдельно взятого блогера может быть и ответственность, конечно, но если говорить в общем об этом явлении, то ответственности там нет, есть только желание: я хочу и говорю. И сказать, что это свобода, с моей точки зрения, в определенной степени да, но в определенной степени, это та же воля – говорю то, что хочу.

Все-таки журналист, как я это понимаю, – это человек, который обязан проверить факты, подумать о том, о чем он говорит, то есть у него есть ответственность перед той публикой, к которой он обращается.

Поэтому просто сказать, что блогер более свободен, я бы тут был осторожен в формулировках. С одной стороны – да, у него нет начальства, но с другой стороны, у него нет и правил, а коль скоро у него нет правил, тогда возникает вопрос, а что это за свобода? Это не очевидная вещь.

– А если блогер все-таки выбирает быть ответственным, как вам кажется, перед кем эта ответственность прежде всего у него есть?

– Его ответственность, прежде всего, перед теми людьми, к которым он обращается. И в конце концов блогер пишет не для себя, он пишет для публики, причем он стремится, чтобы максимальное количество людей читали его или слушали его, с этим связан его заработок. Он хочет получить рекламу, потому что за нее он будет получать ту или иную сумму денег и в этом он снова отличается от журналиста.

Журналист стремится к тому, чтобы был максимальный рейтинг у всех программ, любое коммерческое телевидение стремится к этому, потому что тогда стоимость рекламы повышается и опосредованно, может быть в результате этого, он будет получать более высокую зарплату от того телевидения, в котором я работаю, но это опосредованная вещь.

Для меня большое количество зрителей – это чувство собственного удовлетворения, что у меня здорово получается, но в это время, искренне вам говорю, я не думаю о кармане, а блогер в этом смысле чуть-чуть по-другому устроен. Поэтому мы все-таки разные, это разные профессии.

И, кстати, я абсолютно согласен с тем, что блогер – это профессия, в том смысле, что человек работает и получает за это некоторое вознаграждение. Но я бы не сказал, что блогер и журналист – это одно и то же.

– А ответственность журналиста, она тоже перед аудиторией или перед своим работодателем в том числе?

– С моей точки зрения, только перед своей аудиторией. Конечно, работодатель может с этим не соглашаться, но моя точка зрения такова.

Каков мой долг как журналиста? Во-первых, давать моей аудитории информацию, широкую, максимальную, не только ту, которая мне нравится или которая нравится моему начальству, а дать всю информацию по данному вопросу. Во-вторых, стараться дать ее не предвзято; я человек, поэтому, конечно, я субъективен все равно, но нужно постараться быть объективным. Третье, правдивая информация, то есть не врать и не говорить полуправду, а говорить как есть, опять-таки насколько я способен это сделать. Ну и своевременно давать эту информацию.

Вот это мой долг перед моей аудиторией. Если этот долг вступает в конфликт с интересами моего начальства, значит, либо мне придется пойти на очень неприятные уступки, либо мне придется уйти. Компромиссы бывают разные, бывают незначительные, а бывают такие, когда ты предаешь себя.

Это очень сложный вопрос – и особенно для журналиста, для блогера этот вопрос не встает, потому что он ни перед кем не отвечает, его никто не нанял, его никто не уволит, он сам создал свой канал, блог, где и выступает. И если только он не преступает закон в своей работе, то он и будет дальше это делать.

В этом смысле, конечно, я могу даже позавидовать блогерам, но в то же время я не хотел бы этим заниматься, мне нравится быть журналистом. Да, мне иногда приходится довольно неприятные вещи выдерживать со стороны властей, ну это правила игры такие, но зато я знаю, что я выполняю некий долг. А вот я не знаю, у блогера есть долг или нет; он понимает, что у нег есть долг?..