То и дело возникает вопрос о смертной казни. На днях я получил письмо от одного зрителя, в котором он страстно доказывает необходимость того, чтобы была смертная казнь, причем он признает, что смертная казнь не приводит к уменьшению количества тяжелых преступлений, но все-таки – это месть общества. И вообще он говорит, что поддерживает библейское изречение «око за око и зуб за зуб».
Знаете, почему я вспомнил об этом? Потому что именно сегодня, 30 ноября 1786 года, впервые в истории, насколько мы знаем, была отменена смертная казнь. Это было в Тоскане, тогда еще не было никакой Италии, но Тоскана, конечно, была. И вот там она была отменена.
И вот на всякий случай хотел напомнить вам, что против отмены смертной казни выступало подавляющее большинство населения всех стран, в которых это обсуждалось. И было два главных возражения. Первое, что если отменить смертную казнь, то будет очень много тяжелых преступлений, то есть убийств будет гораздо больше. Второе, что смертная казнь – это справедливое наказание.
Тем не менее это положение было принято. И нет в Европе ни одной страны, в которой применялась бы смертная казнь, кроме Белоруссии.
Убийств не стало больше, их даже стало меньше. Ну а насчет «око за око и зуб за зуб» – все-таки этому принципу больше двух тысяч лет и, может быть, мы немножко изменились за это время?
Почему обоснованное законом убийство или казнь не является убийством? Ведь это так и есть, это то же убийство. То есть убийство получает формальный статус законного.
Еще одно соображение, о котором я как-то говорил. Судебная ошибка. То есть человека приговорили, находят виновным, его казнят, а потом выясняется, что не он совершил преступление. И вот ставится вопрос, что нужно выбрать: не осудить сто виновных или осудить и казнить одного невиновного. Вот это то, над чем я вам предлагаю серьезно подумать.