Владимир Познер: «Наши эмигранты, живущие в Америке, в своем большинстве – сторонники Трампа»

В США продолжается подсчет голосов. За президентский пост ведут борьбу Дональд Трамп и Джозеф Байден. Тема иностранного вмешательства, похоже, осталась в прошлом. Теперь основная интрига разворачивается в подлинности избирательного процесса. В частности, Штаб Трампа требует приостановить подсчет голосов уже в трех штатах — Мичигане, Пенсильвании и Джорджии.

О расколе в американском обществе, роли социальных сетей в ходе выборов, и схожести взглядов между нашими соотечественниками и Трампом – в беседе с Россотрудничеством рассказал журналист и телеведущий Владимир Познер.

— Как Вы оцениваете информацию о том, что в США во время президентских выборов имели место «карусели», «вбросы», потерянные бюллетени и т.д.?

— Это вполне реальная вещь, которая всегда существовала. И в Соединенных Штатах, и не только в там. Другое дело, что сегодня это приобрело особое значение из-за остроты положения: когда ни у одного из кандидатов нет явного преимущества, «карусель» и прочее получают совсем другое звучание.

— Как Вы оцениваете в этой связи настроение американских «улиц»? Кто-то эти настроения подогревает?

— Америка давно разделена – еще с 2016 года, когда Трамп победил и началось раскалывание Соединенных Штатов. К этому, конечно, примешался COVID, который сыграл свою роль. Примешались расовые беспорядки, которые в Америке бывали регулярно – и с пожарами, и с грабежами. Но тем не менее в данном случае – все сошлось. И это привело к особому состоянию – к нервозности и напряженности общества. Кто бы ни выиграл эти выборы, это вызовет несогласие, отрицание другой стороны.

Может быть впервые более чем за 160 лет мы такое видим. Когда была гражданская война в США с 1861 по 1865 год, несколько штатов вышли из состава Соединенных Штатов Америки и образовали так называемые Конфедеративные Штаты Америки, то есть другое государство. И когда пошла война между двумя государствами, которые когда-то были Соединенными Штатами, а стали разъединенными штатами, это был глубочайший раскол общества. И с тех пор такого раскола не было. Даже похожего ничего не было. А то, что происходит сейчас, похоже. Хотя они, конечно, не расколются на два государства (тем более это запрещено конституцией уже после той войны), по настроению это очень похоже. Это неприятие другой стороны.

В Америке всегда было так: «Я может быть хотел, чтобы имярек стал президентом, но раз победил не он, то тот, кто победил, это все равно мой президент. Я – американец, а это – президент Соединенных Штатов Америки. Я все равно его поддерживаю».

Сейчас это не так. Этого не было с того момента, как Трамп стал президентом, и этого не будет дальше.

— Будет ли гражданское противостояние? Сколько оно продлится: день, два или больше?

— Это не имеет принципиального значения. Тем более для нас. Давайте реально на вещи смотреть. Нам что в лоб, что по лбу. От того, что победит Байден, нам лучше или хуже не станет. Результат их выборов в плане наших отношений с Соединенными Штатами не сыграет никакой роли.

Я полагаю, что результат мы узнаем довольно скоро: уже через неделю все будет поставлено на свои места. Другое дело, что будут попытки обратиться в суд, в Верховный суд. А в Верховном суде преимущество довольно значительное у Трампа. Из девяти судей там шестеро консервативного плана, то есть в принципе сторонники Трампа. Однажды Верховный суд сыграл роль в 2000 году, когда присудил победу Бушу, а не Гору. Но это еще и потому, что Гор на это пошел.

— Какую роль сыграли американские соцсети в этих выборах?

— Соцсети в Америке играют совсем не ту роль, которую они играют у нас. У них нет такого социально-политического значения, как у нас. Там гораздо больше доверия к средствам массовой информации. Трамп там делает твиты, но у них нет таких «героев-блоггеров», которых смотрят 10 миллионов. Там много подложного: мы видим, как сжигают бюллетени, которые были поданы за Трампа – потом выясняется, что это никакие бюллетени за Трампа, это всё подстава. Но 250 тысяч человек посмотрели: «что же такое происходит!» Но это не только в Америке, а любой другой стране.

— Почему, на Ваш взгляд, выходцы из бывшего Советского Союза, ставшие гражданами США, сегодня неохотно говорят о выборах американского президента?

— Наши эмигранты, живущие в Америке, в своем безусловном большинстве – сторонники Трампа. Это я говорю со знанием дела. Он олицетворяет собой полную противоположность на социализм. Во-вторых, и я в этом уверен, большинство наших граждан там – расисты, к черным относятся не лучшим образом. Трамп этот Black lives matter в гробу видел.

В-третьих, наши сограждане довольно плохо относятся к эмиграции. Не к себе, разумеется. Скажем, к мексиканцам. Трамп по сочетанию взглядов вполне соответствует взглядам наших бывших граждан. То, что он проигрывает, для них это трагедия. Одно дело критиковать Советский Союз или Россию (это они любят), а говорить что-то такое про Америку – это как-то не очень.

Беседовал Олег Осипов