– Я работаю в СМИ и должна, просто обязана спросить. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением по поводу современных СМИ и развития региональных медиа. И как же определить плохого, непрофессионального журналиста, вы же наверняка знаете.
– Когда мы говорим СМИ, мы не задумываемся, что это средства массовой информации. Вдумайтесь.
Какая цель журналиста? Что он должен делать? Он должен информировать. Вот и все. Как информировать? Возможно объективно, он же не робот, возможно честно, не врать, возможно полно, этот так думает, этот так думает, этот так думает и так далее, не вставляя туда то, что он думает, но давая своей публике возможность получить эту информацию и самой прийти к какому-то выводу. Ну и, конечно, интересно, потому что если это неинтересно, то никто читать, слушать и смотреть не будет.
Вот и все. Это не бином Ньютона, все очень просто. Вот что должен делать журналист.
Как только журналист начинает вам говорить, что: «Это так, а этот вот такой» – все, он уже не журналист. Может быть, он искренне так считает, но он все равно уже не журналист, он вас убеждает, а он не должен этим заниматься. Он может сказать: «Я так думаю», это другое дело, ты так думаешь – это твое дело, но ты мне дай информацию, чтобы я сам тоже мог подумать.
Как можно судить, профессионально это или нет… Но это же не дважды два четыре, это сочетание многих разных факторов, но я думаю, что может быть, один из главных показателей – это «интересно».
Когда-то был такой замечательный американский телевизионный репортер Сэм Дональдсон, который прославился тем, что (как раз в то время был Рейган), когда Рейган заканчивал пресс-конференцию и поворачивался, чтобы уйти, Сэм Дональдсон говорил: «Одну минуту, господин президент» – и тот поворачивался и получал вопрос.
Как-то мы с ним говорили на эту тему и он мне сказал: «Знаешь, у меня был учитель замечательный, и я ему как-то сказал, что, наверное, настоящая журналистика – это чтобы своевременно, объективно, честно… Он меня похлопал по плечу и сказал: «Конечно, но главное, чтобы было интересно»».
Сегодня у нас нет средств массовой информации, у нас сегодня есть пропаганда. Причем мне все равно, в каком вы «лагере». Вы читаете, например, «Новую газету» – это пропаганда, потому что она только против, ничего там позитивного по поводу власти или Путина не будет. Это мне напоминает, что сказала Маргарет Тэтчер, когда все на нее нападали, она сказала: «Если бы я завтра прошлась пешком по Темзе, то мои критики сказали бы, что это потому, что я не умею плавать», вот и тут примерно так же. Или наоборот, например, «Россия 1», где все ровным счетом наоборот. Даже «Дождь», к которому я отношусь очень хорошо, – это все то же самое, с определенным направлением: вы должны, ребята, думать вот так.
А что касается регионального… То ведь региональные СМИ контролируются региональной властью не менее жестко, а порой более жестко, чем федеральные СМИ федеральной властью. И зависят очень сильно от этой власти.
Поэтому эта проблема, на мой взгляд, номер один с точки зрения того, как создается общественное мнение, как добиться того, чтобы были граждане, а не просто жители.