– Владимир Владимирович, вы знаете, что первые дебаты, которые состоялись у Байдена с Трампом, американские журналисты назвали «худшими в американской истории»? Вы наверняка смотрели многие дебаты на протяжении многих лет, а вот если взять такой исторический экскурс и сравнить эти дебаты с теми, что были, как эволюционировала политическая культура и как эволюционировали дебаты?
– Я не знаю, насколько это вам известно, но самые первые дебаты были еще в прошлом веке. Они были, конечно, не телевизионными, это были дебаты Линкольна и Дугласа, сегодня их можно только почитать. И когда читаешь, то поражаешься уровню рассуждения этих людей, уровню их владения языком, владения литературой, поражаешься, какой же был тогда интеллектуальный уровень.
Потом очень долго вообще не было дебатов. И первые дебаты состоялись в 1960 году между Никсоном и Кеннеди. Это были совсем другие дебаты, и кстати говоря, это были дебаты, которые, когда потом их читали, все признали, что выиграл Никсон. Но поскольку это были телевизионные дебаты и поскольку Кеннеди был красавец, и не потел во время эфира, и у него были широко расставленные голубые глаза, и он был хорошо выбрит, а Никсон с близко сидящими бегающими глазками, у которого пробивалась борода сквозь грим и он сильно потел, то получается так, вы будете смеяться, что все женщины голосовали за Кеннеди. Именно потому, что он был обаяшка. Конечно, он был далеко не глупый человек, но тем не менее это и был его выигрыш.
И с тех пор, конечно, поняли, что когда вы используете телевидение, то дебаты – это не просто то, что вы говорите и как вы говорите, но это еще и много-много других вещей.
Я действительно смотрел много дебатов и никогда, когда дело доходило до двух людей, в общем, они не занимались взаимными оскорблениями и, в общем, они друг друга не перебивали, и они отвечали на вопрос того человека, который вел эти дебаты. То, что я увидел в тот раз, о котором вы говорите, честно скажу, – я не поверил свои глазам и своим ушам. Это были не дебаты, это были какие-то хулиганские… даже не знаю как это назвать. Они друг друга не слушали, один другому мог сказать «да заткнись ты» и это еще лучшая терминология…
– Владимир Владимирович, а почему так? Я понимаю, если бы это были молодые ребята, условно рэперы, но это достаточно взрослые люди, которые прекрасно помнят дебаты с участием Рональда Рейгана, например, когда он замечательно и с юмором парировал любые выпады и журналистов и свои конкурентов. Трамп и Байден – это очень взрослые люди, которые наблюдали целые поколения других политиков, ведь Обама вел дебаты совершенно иначе, Джордж Буш-младший вел дебаты совершенно иначе… Почему эти двое, что с ними конкретно не так?
– Тут вы меня ставите в трудное положение, потому что у меня нет диагноза, я все-таки не психолог и не психиатр, но у меня есть ощущения, что вообще уровень политического диспута в Америке за прошедшие годы снижается все больше и больше. Более того, что интересно, по-настоящему крупные личности больше не идут в политику, не хотят, ни в сенат, ни в палату представителей, тем более не хотят в президенты.