Владимир Познер: «Я реалист, я пытаюсь видеть вещи такими, какие они есть»

– В начале июля вы принимали участие в дебатах по поводу информационных войн, по поводу «фейк ньюс», и я знаю, что для того, чтобы иметь какую-то целостную картинку мира, вы читаете разные источники, в том числе на английском языке, на французском языке, на русском – и так вы выстраиваете свою независимую картину происходящего в мире. Это единственный рецепт, как видеть то, что происходит, а не быть жертвой повестки различных информационных агентств?

– Я думаю, что да. Думаю, что единственный способ выйти на реальное понимание того, что происходит – это сравнивать различные источники информации. Они очень разные, они дают разную картину, многие из них предвзяты в той или иной степени, иногда предвзяты даже не нарочно, а просто так получается. И, как мне кажется, только сравнивая разные источники, можно составить представление довольно точное о том, что на самом деле. Я не вижу, как это еще сделать, для меня это единственный способ и довольно очевидный.

– Владимир Владимирович, на мой взгляд, то, что вас очень сильно отличает от русских людей, – это умение видеть положительное, видеть больше положительного в мире. Как вы этого достигаете? Есть ли у вас, может быть, определенные практики, настройки, как вы настраиваетесь на день, что вы делаете, расскажите?

– Есть знаменитое сравнение про стакан, наполовину наполненный водой. Пессимисты говорят, что он наполовину пустой, оптимисты – что наполовину полный. На самом деле, вопрос не в том и не в другом, вопрос в динамике, он наполняется или он опустошается. И это зависит, с одной стороны, конечно, от внутреннего устройства человека, а с другой стороны, это умение видеть дальше своего носа.

Я не могу сказать, если меня спросить, оптимист я или пессимист. Я скажу, что не оптимист и не пессимист, я реалист, я пытаюсь видеть вещи такими, какие они есть. Если я говорю, что считаю, что люди в основном – хорошие, это не потому, что я оптимист, а потому, что мой жизненный опыт привел меня к этому. Мне кажется, что очень большую роль здесь играет опыт. Если у тебя был тяжелый опыт, отрицательный, не дающий надежды, то неудивительно, что ты и мир видишь таким. И я думаю, что очень тяжело жить с негативом.

Очень многое зависит от того, кто тебя окружает, как ты вырос, какие у тебя были родители, что они тебе внушали, какие у тебя были друзья, когда ты был еще совсем молодым, когда еще формировался твой характер.

Я заметил, что в России люди чаще всего говорят именно о негативном, и если сказать что-то позитивное, они обязательно найдут возражение. Мне кажется, что это объясняется тем, что столько раз их обманывали, столько раз врали, так тяжело, если посмотреть на русскую историю, люди жили, и я думаю, что это защита, потому что страшно поверить в хорошее, чтобы потом убедиться, что ты ошибался; лучше в это не верить.