– Владимир Владимирович, для того чтобы понимать людей из других стран, для того чтобы быть «человеком мира», как мне кажется, не достаточно знать только язык, необходимо что-то большее. Как вы считаете, что необходимо в себе развивать? Сейчас мир становится «меньше и меньше», и чтобы понимать других людей, что необходимо делать?
Владимир Познер: Вы знаете, у меня нет рецепта. Но, конечно, как мне кажется, нужно жить в другой стране, желательно будучи еще ребенком, ходить в школу и так далее. Тогда ты начинаешь понимать этих людей.
Другое дело, что далеко не у всех есть такая возможность. Ну и тогда единственное, что я могу сказать, это как можно больше читать литературы той страны, смотреть кино той страны, то есть так или иначе общаться с культурой и историей той страны, чтобы почувствовать, что это не чужая страна, а часть тебя.
Вообще говоря, то, что когда-то у нас называли «безродным космополитизмом», как раз в упрек тем, которые говорили, что они «граждане мира», на самом деле это самое лучшее чувство, которое может быть. Когда ты чувствуешь, что ты не ограничен только своей страной и что ты действительно «человек мира».
Но этого добиться сложно, именно чтобы ты это почувствовал внутри. Ведь помимо языка, а ведь без языка этого никак не сделаешь, есть масса другого, что нужно испытать. И я думаю, что пребывание в другой стране – это одна из вещей, которая необходима, но она не единственная.
Потому что часто бывает так, что люди живут в другой стране, но живут в своем кругу. Ну, скажем, русские в США часто «кучкуются», и поэтому, на самом деле, их представления об Америке очень странные, они не американцы – они русские, живущие в Америке. Другое дело, что их дети уже не русские, они уже американцы русского происхождения – это разные вещи.
И я думаю, что это еще настрой человеческий, желание чувствовать себя частью чего-то большего, чем только своя страна.