Владимир Познер – о Кавказе и Японии

– Владимир Владимирович, я с большим удовольствием посмотрела практически все ваши фильмы. Вы давно и глубоко занимаетесь изучением национальных характеров разных стран. И я считаю, что вы делаете просто огромную просветительскую работу, знакомя россиян с этим культурным разнообразием. В том числе потому, что люди начинают понимать, что в других частях мира живут точно такие же люди, пускай со своей философией, со своим укладом, но с теми же чаяниями, стремлением к счастью и так далее. Есть ли шанс, что вам когда-нибудь станет интересно сделать такой просветительский фильм о Кавказе?

Владимир Познер: Я очень мало знаю о народах и странах Кавказа. Если я делаю фильм, предположим, об Испании, я очень много знаю об Испании. Я читал испанскую литературу… и потом это Европа, она мне знакома, я ее понимаю. И Скандинавия, например, даже если я там не жил. Я, конечно, многого не знаю и многое для себя открываю, но в общем – это все равно родное.

Здесь же совсем другое дело. То есть это не то что я начинаю с нуля, я начинаю с минус чего-то, а не с нуля. И я не очень понимаю, как бы я это сделал. Мне надо было бы очень глубоко войти в это и это требует очень больших усилий и времени. И я просто не знаю, стал бы я это делать или нет. Но, может быть, это было бы полезно.

Хотя мы завершаем фильм о Японии – и это совсем другая «планета». Но она притягательна. Все-таки Япония это, конечно, загадка, но она всем интересна. В отличие, при всем уважении, от стран Кавказа, которые в общем-то не являются предметом интереса большого количества людей в мире, а Япония является таковой. Кроме того Япония так или иначе даже влияет на то, что происходит в мире. Так что, может быть, культурное и историческое расстояние и большое, но Япония меня всегда страшно интересовала.

Я в Японии был четырежды. Первые три раза скорее как турист и, в общем, ненадолго. И после каждой поездки я понимал, что не понимаю ничего. А когда мне вдруг казалось, что я понимаю, на следующий день выяснялось, что нет, я неправильно понимаю. И только в последней поездке, довольно длительной, дважды по месяцу, мы много разговаривали, какие-то вещи, какое-то ощущение понимания возникло. И я думаю, что этот фильм окажется очень неожиданным для очень многих людей. Но все-таки сравнить по значимости Японию и Кавказ, я думаю, нельзя.

Это интересно, я тут не спорю, но пока такого желания, такого любопытства у меня нет. Я откровенно говорю. И все-таки, поскольку я в этом случае автор, я должен хотеть это делать.