Владимир Познер: «Я очень оптимистически отношусь именно к молодежи»

– Владимир Владимирович, вы часто говорите про сегодняшнюю молодежь и говорите, что она совершенно отличается от предыдущих поколений, потому что выросла в новых условиях, имеет доступ к знаниям, к информации, которой не было у советских людей, например. А могли бы вы коротко сформулировать какие-то принципиальные характеристики молодежи сегодняшнего дня как продукта этих новых условий, которые ее выгодно, на ваш взгляд, отличают от предыдущего поколения?

– На мой взгляд, ее выгодно отличает то, что она гораздо более самостоятельна в своих помыслах, она не выпущена по «определенному образцу». Все-таки в советское время идеология брала верх над всем, все было под определенным идеологическим взглядом и вообще школа была построена на том, в частности, что, в общем, все думали одинаково и причем только определенным образом. Ну даже если взять то, как писались сочинения, скажем, «Евгений Онегин, как представитель…» и так далее. Не просто «Евгений Онегин», вот кто такой Евгений Онегин? Думай сам. Нет. Тебе говорят, как надо думать. И об этом написано в учебнике, об этом тебе говорит учитель литературы. То есть стремление добиться того, чтобы советские люди были одинаковые.

Сегодня это совсем не так. Они не одинаковые. И это их очень выгодно отличает от своих предшественников, от своих мам и пап, не говоря уже о дедушках и бабушках. И действительно, это, в частности, потому, что у них есть доступ к тому, к чему не было доступа в Советском Союзе. Есть интернет, который открывает целый мир, и нет запретных вещей, нет запретных книг, нет запретного кино, нет запретных источников информации. Если вы владеете иностранным языком, то можете читать в интернете The New York Times и так далее, пожалуйста.

То есть взгляд намного более широкий. Конечно, в этом есть определенная трудность, потому что ты должен выбирать, а тогда не надо было выбирать, все было готово. А здесь не так, совсем. Но это на самом деле колоссальное преимущество и этим нынешняя молодежь, бесспорно, отличается.

Самое, на мой взгляд, тяжелое поколение люди, которым сегодня за 35, 40, 45, потому что это люди, которые родились еще в советское время или над которыми совестное время еще «висело», но уже без идеалов. Все-таки ранние советские поколения 40-х, 50-х годов – у них были какие-то идеалы, была вера во что-то такое, пусть ошибочная, но она была. А вот у тех, которые позже родились, – уже никакой веры не было. Они видели, что кругом вранье, что надо говорить одно, а думаешь совсем другое, и вообще это были люди, которые жили и продолжают жить без веры, эта вера была уничтожена. Это люди, которые приспосабливаются, которые думают о том, как лучше выстроить свое поведение, чтобы преуспеть. А преуспеть для этих людей – это прежде всего деньги, заработать как можно больше денег. Я не против того, чтобы люди зарабатывали деньги, совсем нет, но если это главное в твоей жизни, то ты обкрадываешь себя или жизнь тебя обкрадывает.

Сегодня это не так. И в этом смысле я очень оптимистически отношусь именно к молодежи. И я считаю, что когда эти молодые люди, которым сегодня еще нет даже двадцати, придут к власти, а они придут, – вот тогда-то Россия сильно изменится. Я в этом абсолютно убежден.

Фото: Айк Азарян