Владимир Познер: «Мир, наконец, очнулся от равнодушия и безразличия»

– Уважаемый Владимир Владимирович! Отношусь к Вам с огромным уважением, но все-таки не очень ясна Ваша позиция по протестам в США.

Разве демократично, когда комментатора НБА Гранта Нейпира увольняют за то, что он пишет «Каждая жизнь важна», а не только жизнь афроамериканца? Разве происходящие погромы, в которых бизнес других людей уничтожается, не должны быть остановлены? Мародерство, воровство сходит с рук только потому, что это происходит под лозунгами «Black Lives Matter»? И при этом известные люди (в том числе и Вы) не призываете людей к мирным протестам, тем самым потворствуя разгулу преступности.

Ну и самое главное. Скажите – разве это странно, что полицейские применяют силу по отношению к черным чаще, чем к белым? Когда в т.н. «черных» районах действительно много преступности? Мне кажется, что это естественная реакция, основанная на опыте – если патрулируешь такой район, нужно быть готовым к ответным мерам?

P.S. Я не расист и поддерживаю справедливый суд над полицейскими и мирное выражение гражданами любого цвета кожи своих взглядов. Но, по-моему, мир в своей избыточной толерантности сошел с ума. Той сегрегации, что была в Америке в 60-х и раньше, уже давно нет. Спасибо за ответ! Евгений.
 
Владимир Познер: Уважаемый Евгений, отвечая Вам, я отвечаю всем тем, кто задают такие же вопросы, как и Вы, а таких очень много.

Начну с того, что когда вспыхивают народные волнения, приходится забывать о таких понятиях, как демократия. О том, что в Америке мы имеем дело именно с народными волнениями, говорят цифры: этими волнениями охвачены 600 городов страны, они продолжаются более двух недель, в них участвуют сотни тысяч людей – это американские данные.

Во время подобных масштабных протестов неизбежны не только противоречащие демократии явления, но и явления, противоречащие закону. Могут бить стекла, громить и грабить магазины, переворачивать и поджигать автомобили. Вспомните 2019 год и «желтые жилеты» во Франции.

По поводу Гранта Нейпира. Начну с того, что никто его не увольнял, он сам подал в отставку. Но давайте по существу. Лозунг «Black Lives Matter» возник довольно давно в результате полицейского насилия в отношении афроамериканцев. Этот лозунг по сути никто не отвергал, потому что все (или почти все) в Америке понимают, что жизнь белокожего ценится несравненно выше жизни чернокожего. На фоне того, что происходит сейчас в Америке, ответить «Каждая жизнь важна» на вопрос «Как вы относитесь к слогану «Black lives matter»?» – это в лучшем случае значит быть идиотом. Это примерно то же самое, как в ответ на вопрос «Не считаете ли важным принять закон о защите женщин» ответить «Надо защищать всех». Разумеется, каждая жизнь важна, но все знают, что реально жизнь черного важной не считается, в частности, полицией, имеет место быть полнейший произвол и беспредел. На этом фоне отвечать таким образом более чем глупо. Нейпир понял это, однако понял поздно, но сам уволился.

Ни я, никто другой не призываем американцев ни к чему. Каким образом я, живя и работая в России, могу заниматься призывами к людям другой страны? Это просто чушь. Винить меня в том, что я «потворствую разгулу преступности», мягко говоря, бред. Мог бы сказать жестче.

Теперь о том, что Вы считаете «самым главным». Вопрос не в том, что полицейские применяют силу в отношении к черным чаще, чем к белым. Вопрос в том, что они УБИВАЮТ черных чаще белых, применяют по отношению к черным несравненно более жестокие меры, чем к белым. Да, конечно, преступность среди черных выше, чем среди белых, это легко объяснимо тем, что у черных нет равного с белыми доступа ни к школьному, ни тем более к высшему образованию, следовательно, они могут рассчитывать только на низкооплачиваемую работу, если они на нее вообще могут рассчитывать, отсюда следуют, что они значительно беднее белых, живут в худших районах и т.д., а там, где сконцентрирована бедность, преступность всегда выше.

Да, той сегрегации, с которой покончили в 60-х, когда были туалеты для белых и туалеты для черных, когда черным доступ в ВУЗы был закрыт, как Вы пишете, «уже давно нет». И еще давнее нет рабства, в котором черные прожили около 200 лет. Но до сих пор есть неравноправие, которое выражается во множестве вещей, одной из которых является предвзятое отношение полиции к чернокожему.

И последнее. На мой взгляд, мир не только не сошел с ума от «избыточной толерантности», а мир, наконец, очнулся от равнодушия и безразличия к тому, что происходит с людьми другого цвета кожи в далекой стране, мир стал проявлять солидарность, и это для меня является источником надежды.