Владимир Познер – о вере и мотивах Сталина

– Здравствуйте, Владимир Владимирович! Почти в каждой семье на территории бывшего СССР хранится память как о родных, воевавших в ВОВ, так и о тех, кого за несколько лет до этого раскулачили. Это еще одна тема, о которой не любят вспоминать, чтобы не потускнел образ великой страны.

Но если во время ВОВ нашим врагом была фашистская Германия, то во время событий 1930–1933 гг. им, получается, были мы сами.

Скажите, пожалуйста, Сталин – это что такое было? (именно «что») Какие мотивы им двигали? Не мог же он в самом деле верить в мировую революцию и желающих мобилизовать для этого все силы.

Неужели мы его так боялись или верили, что позволили ему все это сделать? С уважением, Елена.
 
Владимир Познер: Уважаемая Елена, это очень важный и сложный вопрос, который требует для ответа гораздо больше времени, чем я располагаю. Тем не менее, попробую ответить Вам в самых общих чертах.

Вы ошибаетесь, полагая, что Сталин не мог верить в мировую революцию – по крайней мере, в начале своего пути. В мировую революцию верил Ленин (о чем он писал неоднократно), да и многие его соратники верили.

Двигала ли эта вера Сталиным? Думаю, что если в самом начале его пути на этот вопрос можно ответить положительно, то это никак не соответствует тому, что руководило им дальше.

Какие мотивы двигали им? Прежде всего и главным образом жажда власти. Он, убрав всех возможных своих соперников, уничтожив не только тех, кого он опасался, но и сотни тысяч (если не миллионы) ни в чем неповинных людей, не только стал обладателем абсолютной и единоличной власти, он стал реальным диктатором.

Я всегда говорю, что Советский Союз держался на «эпоксидке», состоявшей из веры и страха. Революция ноября 1917 года победила именно потому, прежде всего, что народ верил в нее, верил в ее лозунги, готов был ради этой веры пожертвовать всем. А потом к этой вере добавился страх.

И на этом «клею» советское здание держалось долго, всем казалось, что оно неподвластно времени, но сначала, после смерти Сталина, отступил страх, а потом и вера разрушилась. И рухнул Советский Союз.