На сайте проекта «Детская книга войны» уже выложены анимированные дневники из блокадного Ленинграда и оккупированного Крыма. В третьей серии действие разворачивается в Германии, куда 17-летнего Васю Баранова угнали на работы.
Вася Баранов считал дневник своим талисманом: прятал в щели у нар и на дне чемодана, бросался за ним в горящий барак. После войны и он, и Оля вернулись в Мереновку, поженились, родили детей, состарились. Вася преподавал кларнет в музыкальной школе г. Брянска. Свой дневник перечитывал до самой смерти.
«Сколько еще месяцев я смогу выжить в такой неволе? Ноги уже подкашиваются от ежедневного стояния, так как сесть не разрешают, за что бьют по лицу. Нет, надо убегать, решил я». Мыслью о побеге Вася будет занят все время и даже однажды сбежит из лагеря при заводе, но неудачно.
Из дневника мы узнаем про гнилой, с червями, салат, за который могут убить при дележке. О том, как Вася выбросил в окно барака свое женское пальто проходившей мимо замерзающей девушке. Как попал в карцер и готовился к смерти. А еще он пишет о любимой семикласснице Оле, которую последний раз видел в соседнем телячьем вагоне в поезде, в котором их везли в Германию.
О родной деревне Мереновка. И о том, как гармонист из соседнего лагеря поделился гармонью, Вася сыграл краковяк и тустеп — и был в этот день счастлив, как никогда в жизни.
Его история удивительно точно и страстно озвучена голосом Владимира Познера, который с большим участием откликнулся на предложение участвовать в подготовке аудиоверсии «Детской книги войны». Ему удалось буквально прожить вместе со своим героем этот страшный день, пятницу, 7 января 1944 года, когда Вася в бараке немецкого лагеря для остарбайтеров корит себя за смерть друга: «Я так плакал, что по всему телу пошли синие жилы».
«Показать войну глазами тех, кто еще не научился врать и еще ничего не забыл, — такую задачу ставит „АиФ“, обращаясь с этим проектом к поколению, которое часто представляет себе то время в оболочке легенд и мифов. Между тем война, показанная через цепочку дней глазами самых искренних свидетелей, обретает свой истинный образ: трагедии, которую мы не хотим повторить, — говорит генеральный директор ИД „АиФ“ Руслан Новиков.