Владимир Познер: «То, что происходит в Америке, меня очень пугает»

– Совсем недавно меня поразила в журнале The Economist одна метафора известного финансового аналитика. Он писал, что мы пока что видим в этом кризисе мало разорившихся компаний, но это только потому, что мы сейчас в «Глазе урагана», когда как бы все застыло, а осенью ждите сотни банкротств, как это было в 2008 году. Как вам такая метафора? У вас есть ощущение, что мы пока только на пороге мощнейшего мирового кризиса, просто сейчас все замерло, потому что мир бьется с вирусом?

Владимир Познер: Мне кажется, что это правильно. Мне кажется, что мы еще не отдаем себе отчета в реальных разрушениях, которые уже произвела эта пандемия. Мы не знаем на самом деле, сколько больных, потому что все это не кончилось, мы не знаем окончательную цифру смертей. Но и кроме того, если взять наиболее яркий пример – как раз в этом смысле Соединенные Штаты, там 38 миллионов безработных. Ну это вообще неслыханная цифра, это катастрофа. Сколько из них вернутся к работе? Сколько из тех работ, где они трудились, опять вернутся и они смогут там работать? Этого никто не знает. Это я говорю о США, но это же относится и к России.

И я думаю, что пока мы еще действительно внутри этого урагана, мы не видим, что вокруг разрушено, разбито, причем навсегда. Я сам по натуре человек оптимистического склада, но я понимаю, что разрушения очень серьезные.

– Вас как гражданина США это пугает? Вы же видели многие кризисы, вообще-то вы еще и Вторую мировую войну пережили.

Владимир Познер: Меня не то что пугает, меня это очень сильно огорчает. Вообще то, что происходит в Америке, меня, как гражданина Соединенных Штатов, как человека, выросшего в Америке и очень любящего Америку, меня очень пугает то, что произошло там. Страна по-настоящему разделилась.

Можно было бы сказать, этого не будет, но образно она на грани гражданской войны. То есть это почти как Север-Юг и вопрос рабства. Отношение к Трампу и к тем людям, которые его поддерживают, с одной стороны, и отношение к тем, которые его противники – это такие отношения, когда люди уже не могут друг с другом разговаривать.

Я не жил никогда в Америке, которая была бы настолько разделена. Всегда были консерваторы и либералы, сторонники демократической партии и республиканской партии, но такого разделения, какое существует сейчас, когда муж с женой разводятся из-за этого или дети с родителями расстаются из-за этого – такого не было никогда.

Вот этот разрыв между людьми имущими и неимущими, который становится все больше…

Я на днях прочитал, что за эти два месяца настолько увеличилось количество миллиардеров в Америке и настолько увеличились состояния самых крупных, таких как Билл Гейтс, Безос и так далее… В некоторых случаях на тридцать процентов, при том, что они миллиардеры и так. То есть эти два месяца, которые для всех нормальных людей трудные, для большинства связаны с потерями, – для самых богатых в Америке стали «медовыми». И это, конечно, тоже подливает масла в огонь. Так что я очень огорчен тем, что там происходит.

Из интервью с Софико Шеварднадзе