Владимир Познер: «У меня ощущение, что люди ни во что и не верят»

– Владимир Владимирович, на ваш взгляд, как меняются ценности российского общества?

– Непростой вопрос. В СССР довольно долго были одни на всех ценности. Люди верили, что строят новое, более совершенное общество, верили в коллектив, равенство, справедливость. До определённого момента.

Первые серьезные сомнения – я очень хорошо это помню – появились после доклада Хрущева на 20-м съезде КПСС, когда разоблачили культ личности Сталина. Потом стал появляться культ Хрущева. Потом Брежнев нацепил пять звезд героя, чтобы переплюнуть Жукова…

Клей, на котором держался СССР, содержал два компонента – страх и веру. После Сталина ушел страх. А потом постепенно – вера. И все рухнуло.

Дело, мне думается, не в гонке вооружений или чем-то еще. А именно в том, что если ты долго во что-то верил и многим жертвовал, а потом узнал, что зря, то ты больше не поверишь. Пусть верят дураки, я – не буду.

Потому вот вы спрашиваете насчет ценностей, а у меня ощущение, что люди ни во что и не верят. А в этом случае трудно ожидать от них каких-то достижений. Это большая проблема.

– Многие люди старшего поколения, чтобы изжить травмы и установки советского времени, обращаются за психологической помощью. Как вы относитесь к психологам?

– У меня был очень тяжелый период в жизни, и мне посоветовали обратиться к психологу. Я посещал его месяца три. Не помогло.

Во-первых, действительно хороших психологов очень мало. Во вторых, у человека должен быть, скажем так, податливый характер. У меня не такой. И я для себя сделал вывод, что со своими проблемами должен справляться сам.

В общем, я не поклонник психологов. Но я не могу и осуждать их деятельность – люди идут к ним, когда растеряны и нуждаются в поддержке, когда нужно во что-то поверить. Кстати сказать, для многих психолог (в широком смысле слова) – это церковь.

– А почему в России (в отличие от Европы, Америки) отношение к психологам чаще негативное?

– Потому что много халтуры. Люди платят деньги, а им не помогают. И не думайте, в Америке это тоже так. Но там, я бы сказал, обращаться к психологу модно, особенно среди обеспеченных людей. Получается, личный психолог – показатель статуса. Вероятно, у нас недолюбливают их и по этой причине.