– Как вы относитесь к ОГЭ и ЕГЭ? Нужно ли их отменять?
– Я считаю, что ЕГЭ – это правильно. Если люди стремятся получить высшее образование, они должны преодолевать одинаковые барьеры. Другое дело, что эти экзамены, во-первых, надо дорабатывать. Человек должен уметь правильно выражаться и письменно, и устно. А во-вторых, у нас проблемы с самим учительским корпусом.
Если вы хотите качественное школьное образование (а оно важнее высшего), вы должны иметь высокого уровня учителей. А сегодня в России, если ты учитель, ты либо подвижник и занимаешься делом, без которого не можешь жить, либо неудачник: никуда не взяли, пошел в педагогический. Учительская профессия низкооплачиваемая и, следовательно, непрестижная. А в Финляндии, где лучшие школы в мире, в педагогические вузы огромный конкурс, а чтобы преподавать в любом классе, нужно быть, условно говоря, кандидатом наук.
В России сильно заблуждаются относительно того, что приоритетно для национального благосостояния. Депутат Госдумы получает 400 тысяч в месяц непонятно за что. Я считаю, учитель должен получать минимум 100 тысяч, это будет справедливо. Лучше он будет работать квалифицированно и с любовью к детям, чем депутат сочинит очередной законопроект.
– Почему же тогда образование не реформируют?
– Этот вопрос задайте, пожалуйста, представителям власти.
– Согласны ли вы, что система образования в России устарела?
– Я не специалист в этой сфере. Я точно знаю одно: на образование выделяют катастрофически мало денег. На оборону выделяют много. Я понимаю, что каждая страна должна заботиться о своей безопасности, тем более Россия. Но всё же, когда я вижу бюджетную долю на две важнейшие вещи – школьное образование и здравоохранение – мне становится стыдно.