Положение в России несколько лучше, чем в Китае, США и Европе, благодаря рекомендациям и мерам здравоохранения, которые были приняты здесь очень рано. С 31-го декабря, когда было объявлено о существовании в Китае этого вируса, контроль на русско-китайской границе были ужесточен настолько, что китайцы, работающие в России и уехавшие домой встречать конец года не смогли вернуться в Россию. В Сибири число больных невелико, большая часть заболевших заразились вирусом в Европе, например, во время своего пребывания там на спортивных курортах.
На данный момент кажется, что с эпидемией справляются. Но министр здравоохранения, у которого я недавно брал интервью, сказал мне, что мы пока далеки от пика и что следует иметь в виду, что среди населения есть люди, которые ведут себя безответственно, считая, что эпидемия их не кается и что меры, принятые правительством, представляют собой манипуляции, преследующие политические и финансовые цели…
Эпидемия развивается в то время как настоящий кризис доверия стучится в дверь большинства учреждений, но пока не затрагивает президента Путина, которого поддерживает 60% населения.
Главное, как мне представляется, то, что россиянам не кажется, что им врут. Это ключевой момент для общественного мнения, который может перекрыть другие моменты, когда речь идет о том, чтобы судить действия государства. Как правило, русский народ силен и един во времена кризисов, что подтверждается Историей: военные конфликты, кризисы приводят к общенациональному единению. Когда же все хорошо, происходит обратное. Если придерживаться этой логики, возможно, что этот кризис сблизит нас друг с другом в момент, когда многие разделяющие нас точки зрения разрывают страну.
С международной точки зрения, этот кризис иллюстрирует сильное желание России и россиян, чтобы их рассматривали как членов современного мира и более не отталкивали. Вспомните: когда Путин стал президентом, он стремился к серьезному сближению с Европейским союзом и НАТО. Западные правительства в ответ дали ему знать, что Украина и Грузия куда более желательны.
Результатом такого неприятия России рядом стран было появление шовинизма и антизападных настроений. Следует понимать, что помощь, оказываемая Россией в отношении Италии или США, является не столько геополитическим расчетом, сколько отражением глубокого и давнего желания сближения с Западом. Это выражено как участием страны в международных усилиях, так и посланием следующего сообщения: мы живём вместе в этом мире, и мы должны объединиться в борьбе против этого вируса.
Статья была написана для французского издания «France culture»