Владимир Познер – о западных ценностях и русскоязычных людях в Прибалтике

Виталий Милонов: Уважаемый Владимир Владимирович, вы человек, который, безусловно, наиболее ярким и талантливым образом может рассказать, почему западные ценности настолько хорошие, почему они позволяют человека чувствовать себя защищенным в демократическом обществе. Но вам не кажется, что это как с коммунизмом? – очень красиво, но не работает.

Ведь западные ценности победили в Прибалтике, но почему же в эпоху победившей демократии и западных либеральных ценностей десятки, сотни тысяч людей ощущают себя людьми третьего сорта, как в Германии фашистской, как в каком-то Средневековье. Почему те люди, которые думают на родном для себя языке, те люди, которые считают себя детьми великой русской культуры, в Прибалтике считаются не людьми, а так, какими-то «людьми без паспорта», некими фигурами, мешающими жить коренному населению.

Владимир Владимирович, не работают западные ценности. Красиво на картинке, безусловно, ярко, вкусно, сочно, но как в «Макдональдсе» – ешь вроде вкусно, а вредно до чертиков.

Владимир Познер: Насчет «Макдональдса» – я там не ем никогда, поэтому я не могу на эту тему разговаривать. Но если серьезно. Западные ценности, во-первых, они разные, но те основные, которые зафиксированы, скажем, в американской Конституции, первой написанной Конституции в современной истории и принятой в 1789 году, история показывает, что эти ценности – работают. И являются результатом развития человечества, которое можно проследить с началом даже афинской демократии, хотя она была основана на рабстве, но тем не менее, или, скажем, Великой хартии вольности Англии, которая была принята в 1215 году, когда еще российского государства не было. Они не идеальны, они не во всем и не всегда, но конечно же они работают.

Что касается конкретного случая с Латвией. У меня есть точка зрения по тому, что происходит. Я бы хотел, кстати говоря, задать вопрос господину Милонову. Если русскоязычным людям так плохо в Латвии, почему они не приезжают в Россию? Тут у них должно быть вроде бы все очень хорошо, но почему-то они не приезжают в Россию. Это один вопрос, на который я бы хотел услышать ответ.

Второе. Если бы не было тайных протоколов к договору Молотова-Риббентропа в 1939 году, в соответствии с которым страны Балтии становились частью советского ареала… После чего очень быстро советские войска вошли в эти страны, в Эстонию, в Латвию, в Литву, их не звали, их не хотели. Были высланы десятки тысяч людей в Сибирь за то, что они не хотели колхозов, они не соглашались и так далее. Это была насильственная вещь. И хотя потом, действительно, советская армия освободила эти территории от германской оккупации – они остались при СССР. И эти страны оставались частью Советского Союза.

Если не хитрить и не пытаться что-то сыграть, то надо просто сказать явственно, что они не хотели быть членами Советского Союза. И как только появилась возможность уйти из-под советского гнета, я бы так его назвал, они ушли. И отношение к русским в этих странах, в частности в Латвии, где больше всего русских, окрашено волей-неволей этой историей.

Я считаю, что, конечно, то, что они лишены нормального паспорта, – это неправильно. То, что они не могут голосовать, – это неправильно. Я понимаю, откуда это происходит, но я думаю, что эстонцы или литовцы, литовцы, кажется, сделали гораздо более правильно. Но вот этот имеющийся узел в странах Балтии и, в частности, в Латвии, никоим образом не может быть доказательством ни того, что западные ценности работают, ни того, что западные ценности не работают. Это очень специфический и особый случай. И поэтому игра, в которую играет господин Милонов, – это игра с нарушениями правил, я бы так сказал.

Смотрите полное интервью: