– Сегодня, в период мирового карантина, согласно информации газеты The Guardian, каждый пятый житель Земли находится в самоизоляции. Как вы лично переживаете это время?
– Лично я это переживаю довольно спокойно. То есть я понимаю, что это дело серьезное. Когда выхожу из дома, я надеваю маску и перчатки, в Москве очень мало кто в маске ходит, а я хожу. Я стараюсь больше времени проводить дома, последние дней десять я либо дома, либо на даче – и почти что не выхожу. Просто я понимаю, что это грозит определенной опасностью.
Я к этому отношусь философски, в том смысле, что так случилось и ничего не поделаешь. Жить я еще хочу, и поэтому я стараюсь вести себя соответствующим образом. Конечно, я не могу играть в теннис, что очень обидно, потому что обычно я играю три раза в неделю, а спортзалы и корты закрыты. Значит, надо пережить, что тут поделаешь.
– Главный санитарный врач России, которая совсем недавно была гостем вашей программы, сказала, что этот вирус не надо переоценивать и не надо недооценивать. На ваш взгляд, насколько адекватно сегодня человечество и власти разных стран относятся к этой истории?
– Во-первых, совершенно очевидно, что относятся по-разному. Скажем, во Франции – штрафуют, если ты выйдешь на улицу после определенного времени, установили комендантский час, штраф, по-моему, 383 евро, что немалые деньги. А в Германии по-другому чуть-чуть делают. У нас в России, я бы сказал, пока довольно беспечно относятся к этому. Правда, обращение президента, возможно, изменит отношение людей, но я вам могу сказать, поскольку иногда я все-таки выхожу в магазин или в Останкино, чтобы свою программу выдать в эфир, – меня поражает, как мало людей в масках. И это не потому, что масок нет, их сколько хочешь в аптеках, вы можете заказать их по интернету. Был момент, когда вроде бы расхватали все, но теперь – пожалуйста, однако люди все равно ходят без масок. Мне кажется, что до россиян еще не дошло, и, возможно, придется властям предпринять какие-то очень жесткие шаги, потому что простое объяснение и простые уговоры вроде бы не очень работают.
– Вы недавно отвечали на письмо, в котором вас просили прокомментировать заявления о том, что коронавирус – это ерунда и не имеет такого значения, какое ему придают в том числе СМИ. Вы сказали, что подозрительность – это в целом вещь неплохая.
Но сегодня мы наблюдаем этот дисбаланс, люди реагируют из крайности в крайность на эту пандемию. С одной стороны, кто-то ее отрицает, говоря, что все это ерунда, а кто-то наоборот слишком утрированно придает ей значение, тем самым создавая панику. Как поймать баланс в этой ситуации?
– Вы знаете, но я ведь не глава государства, какие я могу дать советы? Мне кажется, что очень большую роль играют здесь СМИ, очень большую роль, в том, чтобы добиться этого баланса, может быть даже самую большую роль. Разумеется, высказывания различных политиков. Но все-таки, по-моему, в каждой стране есть какие-то люди, чье мнение имеет какое-то значение для большого количества лиц. И неважно, что эти люди порой придерживаются других взглядов. Но в данном конкретном случае, если можно было бы добиться того, чтобы эти люди придерживались одной линии в отношении коронавируса, то есть этой самой «золотой середины», что – да, паника только вредна, но недооценка вредна так же.
Мне кто-то рассказал притчу такую. В пустыне был человек – и он встретил смерть. Человек спросил у смерти, куда она идет? И она ему ответила: «Я иду в город, чтобы забрать тысячу жизней». Прошло некоторое время и она идет обратно. Человек ей говорит: «Что же ты меня обманула? Ты сказала – тысячу, а взяла сто тысяч», она отвечает: «Нет. Я взяла тысячу, а вот остальных взял страх».
Понимаете, страх не может быть полезным делом. И поэтому очень важно, чтобы понимающие люди и люди авторитетные объясняли, что происходит, чего ждать, как надо себя вести и как добиться вот этого равновесия. Это непросто.
Смотрите полное интервью: