Владимир Познер: «Люди сегодня все больше якают, потому что их долго обманывали»

– Когда вы ведете эфир, вы обращаетесь к какому-то среднестатистическому гражданину? У вас есть его портрет?


– Да, конечно, этот человек такой же, как я. Он беспокоится, думает, как быть. У него есть проблемы. Он во многом не уверен. У него масса вопросов, на которые он не получает ответов. У него свои радости – жена, дети. Он ничем не отличается от меня.

Да, я больше зарабатываю, и моя биография не похожа на биографию большинства соотечественников, но в принципе, если говорить по-человечески, в чем разница? Мы оба любим, оба ненавидим, оба завидуем или не завидуем, оба эгоисты или не эгоисты… Знаете, я очень не люблю это выражение – простой человек. Что значит простой? Люди непростые. Вообще, люди очень сложные.


– Но ведь наблюдаются некие общие тренды. Раньше, например, было время, когда все обращались к Богу, потом главным стало общество, теперь все кричат: «Я! Я! Я!». Вам нравится наша эпоха?


– Люди сегодня все больше якают, потому что их долго обманывали. В России, например, они жертвовали многим ради идеи, что всем будет хорошо, что мы строим новое общество, где не будет бедных и богатых, где все будут счастливы… Оказалось, это вранье собачье. Мой дед ради этого погиб. Если так, тогда к чертовой матери!

– Я не об этом. Подобные проблемы есть во всем мире.


– А я думаю, что особенно в России. Во Франции, например, забастовали транспортники из-за изменения закона о пенсиях. К ним сразу присоединились артисты театров, водители такси… Из солидарности. Они понимают, что если ты промолчишь, то тебя тоже когда-нибудь обидят. У нас этого пока еще не поняли. Вот в Екатеринбурге вышли на улицу по поводу строительства храма в парке, но никто в стране их не поддержал.


– Выходит, эгоизм непобедим?


– Эгоизм – такая же часть нашего нутра, как и благородность, смелость, трусость… Это всё мы.


– Не хотелось бы заканчивать на такой ноте. Скажите, хотя бы ростки хорошего есть?


– Здоровый коллективизм несомненно будет развиваться. Для общества это естественная вещь.