Владимир Познер – о стране, советской культуре и разнице между французом и русским

– У вас есть любимое место в России?


– Я очень люблю путешествовать. Еще со времен СССР. И я без ума от невероятных красот Байкала и Горного Алтая.


– А вы любите старые советские песни?


– Я люблю и знаю их. «Давай закурим, товарищ, по одной», «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат», «В городском саду играет духовой оркестр»… Тогда были потрясающие поэты и композиторы. Военные песни совершенно изумительные! Это удивительно, что в советское время с жесточайшей цензурой, когда все работали под жутким прессом, появлялись замечательные песни, фильмы, спектакли и книги.


– То есть советские худсоветы оказались эффективнее сегодняшних продюсеров? Каким образом коммунисты сумели создать великую культуру?


– Давайте не преувеличивать насчет великой культуры. В советское время было убито и посажено такое количество…


– Я имею в виду музыку, фильмы, песни… Почему сегодня деньги не могут создать ничего, кроме пошлости и серости?


– Неизвестно почему. Почему вдруг появился золотой век русской литературы – Пушкин, Лермонтов, Гоголь? Кто знает? Почему было итальянское кино – Феллини, Антониони, а теперь нет никакого итальянского кино? Что изменилось в Италии? Ничего не изменилось. Какой была, такой и осталась – смены режима не произошло. Никто не понимает, откуда эти взлеты и падения. Это тайна творчества.


– Вы много лет жили во Франции. В чем разница между французом и русским?


– Француз убежден, что власть существует для того, чтобы выполнять перед ним некий долг. Если власть этого не делает, он выходит на улицу. Этим он принципиально отличается от русского. Это первое. Во-вторых, у французов нет комплекса неполноценности. Каждый из них убежден, что нет ничего лучше Франции. Россиянин в этом смысле полон сомнений. Он говорит: «В прошлом году я отдыхал в таком шикарном месте, там не было ни одного русского». И это русский говорит! Кроме того, у француза характер более сдержанный, он не склонен к постоянным взлетам и падениям – от невероятного восторга до полного разочарования.


– Более легкое отношение к жизни?


– У француза? Да. У них есть такое выражение – искусство жить. Поэтому француз обедает полтора-два часа с компанией и вином, а потом возвращается на работу.


– То есть старые фотографии Парижа 1950-х годов, где дворники расстилают скатерть на скамеечке, ставят бутылку вина – это все так? До сих пор?


– Жизнь существует для удовольствия – это французский взгляд. Искусство жить – относится и к отпуску. В августе вся страна отдыхает. Никому в голову не придет отдыхать в феврале.