– Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, много ли раз вы бывали в Армении и особенно в эти годы, когда начались события в Карабахе, когда началась очень трудная жизнь в Ереване? Вы как-то вникали в подоплеку того, что произошло в конце 90-х годов между Арменией и Азербайджаном?
Владимир Познер: Я вам скажу так, что я, конечно, не очень много раз бывал в Армении, но бывал подробно, когда бывал. В первый раз я приехал в 1975 году, это было 60-летие геноцида армян в Османской империи. Я там провел довольно много времени. Началось все с отдыха в Цахкадзоре, а потом были поездки по стране.
Я был много где и много с кем виделся, в том числе в небольших деревушках, и я почувствовал эту страну, этих людей. Вы знаете, я был уверен, что когда в сказках «Тысячи и одной ночи» рисуют луну лежащую – это выдумка, но я приехал в Армению и увидел, что это не выдумка.
Что касается конфликта, то сказать, что я вник, я не могу. Я не могу сказать, что Армения – это страна, которая меня занимает, я американист и это страна, которая меня интересует и я ее очень хорошо знаю, не стесняясь этого сказать. Меня очень интересует Европа, я сам европеец, я родился в Париже, моя мать была француженкой, я французский гражданин. Эти страны меня очень интересуют, занимают меня. Я не могу сказать, что Армения относится к таким странам, как и многие другие.
В курсе ли я этого конфликта? Разумеется, в курсе. Являюсь ли я авторитетом? Не являюсь. Есть ли у меня симпатии? Есть. Ну, симпатия, и дальше что? Я помню, как это все происходило, по телевидению очень много показывалось, были рассуждения, Горбачев выступал. Но я очень осторожен в своих высказываниях.
Вы знаете, я недавно закончил снимать фильм о Японии, восьмисерийный фильм будет, и есть одна из вещей, очень характерная для японцев, можно сказать – закон: люди думают, прежде чем говорят. Это часть японской культуры: всегда думай о том, как ты влияешь на другого человека. Вот они носят маски, и все думают – это из-за плохой экологии, а это они защищают вас от своих микробов. В Японии вообще все не так, как мы думаем.
Так вот, надо быть очень аккуратным с тем, что ты говоришь, не потому что страшно, а потому что ты можешь задеть людей, а этого делать не надо. То, что происходит (между Арменией и Азербайджаном. – Ред.), – это трагедия, многие погибли с обеих сторон и ничего хорошего в этом нет.