– Владимир Владимирович, учитывая тот факт, что вы гражданин нескольких стран, и не учитывая тот факт, что ваша дочь и внуки живут в Германии, в какой из стран вы бы хотели жить сами и чтобы жила ваша семья; где вы могли бы чувствовать себя максимально счастливым и свободным?
Владимир Познер: Я себя чувствую очень счастливым. На самом деле ваш вопрос другой: в какой стране я себя больше чувствую дома? Так проще.
Я себя чувствую, наверное, больше всего дома во Франции, в Париже, у меня там даже квартира есть, но вообще – во Франции. Французы – противные, многие так считают, но я их очень люблю. Когда у меня там не было квартиры, я как-то остановился в очень шикарной гостинице «Ритц», которая находится на Вандомской площади. И утром я вышел, был прекрасный солнечный день, и подъехали человек восемь туристов на велосипедах из Голландии, с рюкзаками и так далее. Остановился их главный и обращается к швейцару: «У вас кофе можно выпить?», тот на него посмотрел и сказал: «Да, можно», тот спрашивает: «А сколько стоит?», швейцар отвечает: «С сахаром или без?». Вот это типично французское, то, что я обожаю, мне от этого хорошо.
Очень люблю Нью-Йорк. Я там вырос, я там разносил газеты. О Нью-Йорке могу тоже рассказать историю. Приезжает какой-то человек из Канзаса в Нью-Йорк, останавливает местного и говорит: «Вы не знаете, где Эмпайр-стейт-билдинг?», тот говорит: «Да, знаю» – и идет дальше.
Еще одна история про Нью-Йорк. Идет человек по Центральному парку и видит – на скамейке сидят двое черных, один играет на гитаре, другой на саксофоне, он обращается к ним и говорит: «Извините, а как попасть в Карнеги Холл?», они отвечают: «Практикуйся, парень, практикуйся», тоже очень по-нью-йоркски.
В Москве я очень люблю свой район Патриаршие пруды, я обожаю свою квартиру.
Но в общем и в целом я нигде полностью не дома. Так случилось, так я вырос. И я считаю, что мне очень повезло, потому что у меня, наверное, все-таки шире взгляд благодаря этому. Я себя чувствую хорошо всюду, почти.
Есть страны, куда я принципиально не езжу – тоталитарные. Я в Китай никогда не поеду. Да, они очень успешные и все такое, но там нет никакой свободы. В Северную Корею меня цепями не затащишь. И есть ряд других стран, арабские страны, куда я не поеду. Но это мое личное дело.