– Какой должна быть Россия? Какой она будет? Вы частично ответили на этот вопрос…
Владимир Познер: Какая она должна быть – это один разговор, на мой взгляд. Это совершенно необязательно взгляд, который разделяют все.
Я бы действительно хотел, чтобы она была страной демократической. Я – сторонник демократии. Я отдаю себе отчет в том, что демократия далека от совершенства. Но из того, что мы знаем, это лучшее. Лучше демократии пока никто ничего не придумал.
Я бы хотел, чтобы демократические принципы стали основой этой страны. Чтобы действительно были и свобода слова, и свобода печати, и сменяемость власти. Я хотел бы, чтобы бизнес имел другие возможности в стране. Уж коль скоро у нас рыночная экономика или, проще говоря, капитализм, то пусть это будет действительно капитализм, а не государственный.
Я бы хотел, чтобы государство ушло из средств массовой информации вообще. Я бы хотел, чтобы государство ушло из бизнеса вообще и занималось бы своим делом, а не этим. Я бы хотел, чтобы постепенно Россия стала похожей в этих основных вопросах на большинство европейских стран. Меньше на Америку, больше на Европу. Ну, и вообще, Россия более европейская страна, чем американская. Это я бы хотел.
Но, во-первых, я не могу гарантировать, что это случится. А во-вторых, это время, это не может произойти за одно, за два, даже за три поколения. Если считать, что поколение это 20 лет, и что мы ушли из той системы, из той идеологии 30 лет тому назад, то вот только одно поколение прошло. Я думаю, что, по крайней мере, еще два нужно, а может быть и три. Это дело не быстрое. Вот мое ощущение.